Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2005 ГОДА (с изменениями на: 17.09.2002)

4. Оценка опыта создания совместных предприятий и перспективы их развития


Продекларированный при создании алмазогранильной промышленности Республики Саха (Якутия) лозунг о появлении нового мирового центра огранки не мог остаться без внимания основных производителей бриллиантов из Израиля, Бельгии и т.д., а также ведущих ювелирных предприятий мира. В результате, в 1992-1994 г.г. наблюдался значительный наплыв представителей заинтересованных в данном бизнесе иностранных фирм.

Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат и, в первую очередь, отсутствие каких-либо гарантий по защите инвестиций, многие из них выступили с инициативой создания СП. Первым требованием, которое выставлялось практически всеми инопартнерами, было предоставление отдельной гарантированной квоты алмазного сырья, причем по ценам ниже мировых. Отказ в выделении такой квоты зачастую приводил к разрыву договоренностей. Тем не менее, за это время было создано 13 совместных предприятий в области огранки алмазного сырья.

Основная выгода от функционирования СП, которую получает якутская сторона, заключается в:

- освоении рынка сбыта, т.к. иностранные партнеры, в основном, являются представителями крупных ограночных и сбытовых центров мира (Израиль, Бельгия, Япония и т.д.);

- накоплении опыта обработки сложного алмазного сырья с привлечением иностранных менеджеров;

- технологической и технической поддержке в виде поставок передового ограночного оборудования, оснастки, приспособлений и современной технологии обработки;

- использовании передового западного менеджмента в управлении предприятием.

Однако в настоящее время в силу ряда причин на территории реально действует лишь два СП. При этом ряд иностранных специалистов работают как нанятые работники или деловые партнеры без создания юридической формы СП.

Основные проблемы и недостатки в работе СП заключаются в следующем:

1. У большинства СП - явная направленность на получение и вывоз алмазного сырья, в случае наличия доступа к квоте, для обработки за пределами Республики Саха (Якутия).

2. Большинство иностранных партнеров требует режима эксклюзивности отношений с ограничением поставляемой информации, т.е. ограничивают возможность наработки местными производителями собственного опыта, самостоятельных связей, каналов сбыта и т.д.

3. Зависимость от конкретного рынка сбыта, в частности, от менеджмента западного партнера.

4. Высокие затраты на содержание западных специалистов.

5. В случае выявления трудностей - быстрое свертывание инопартнерами своей деятельности.

Указанные проблемы усугубляются еще тем обстоятельством, что западный инвестор очень осторожен, потому что нет гарантий по инвестициям. Вследствие этого зачастую поставляется устаревшее оборудование по завышенным ценам. Предпочтение отдается инвестициям только для оплаты обрабатываемого алмазного сырья, которое является единственным гарантом возврата вложенных средств.

В перспективе целесообразно всемерно расширять международное сотрудничество в алмазогранильном бизнесе на основе применения передовой высокоэффективной технологии. Следует рассмотреть возможность частичной организации СП за границей с тем, чтобы иметь возможность сбыта продукции на западных рынках. При этом необходимо учитывать, что на большинстве алмазных бирж предприятие невозможно зарегистрировать без участия партнера, представляющего указанную страну. С другой стороны, гораздо легче организовать приезд иностранного менеджера вахтовым методом в Якутию.

Инвестиции же в виде денежных средств под покупку алмазного сырья гораздо более безопасны в плане защиты инвестиций, т.к. алмазное сырье и готовая продукция являются легко движимым имуществом. Кроме того, данная операция обеспечивает поступление в РС(Я) значительных валютных средств.