Для покрытия растущих потребностей мирового рынка бриллиантов за последнее время (90-е годы) заметную роль играют страны Юго-Восточной Азии, особенно Таиланд, Корея, Сингапур, Гонконг, Индонезия, Шри-Ланка и Китай, в которых уже созданы новые крупные центры гранильной промышленности с большими перспективами роста.
Наблюдается определенное разделение труда по ассортименту обрабатываемого алмазного сырья и по качеству произведенных бриллиантов. Так, в Индии традиционно обрабатывается мелкоразмерное и низкокачественное сырье, но бриллианты из них из-за своей низкой стоимости пользуются высоким спросом (емкость рынка - 4,5 млрд. долл. США). В Израиле производятся бриллианты большого размера, в т.ч. фантазийных форм огранки (емкость рынка - 4 млрд. долл.). В Бельгии специализируются на огранке средних и крупных алмазов и производят бриллианты всех видов и категорий. В США гранят в основном высококачественное сырье: на дорогие бриллианты существует устойчивый потребительский спрос. В последнее время США начали потреблять и мелкие алмазы.
Бриллианты России, имеющие высокое качество с точными геометрическими параметрами ("русский бриллиант"), за последние 30 лет завоевали себе нишу на мировом рынке, имеют стабильного покупателя и постоянный спрос. Объем производства в 2000 году был равен 0,9 млрд. долл., что составляет лишь 11% мирового производства бриллиантов.
На долю крупнейших потребителей бриллиантов - США и Японии - приходится 65% мировых розничных продаж, на долю европейских стран - 14%. Быстро рос спрос на бриллианты в странах Юго-Восточной Азии. Доля рынка этих стран в объеме мировых продаж ювелирных изделий с бриллиантами в 1980 г. была менее 3%, в настоящее время - 7% и в ближайшем будущем возрастет, согласно прогнозам специалистов, до 25%.
Прогноз на дальнейшее развитие мирового рынка бриллиантов и ювелирных изделий, по оценке специалистов, благоприятный. Так, ожидается ежегодный рост мирового потребления бриллиантов до 2005 г. в среднем на 5%. В перспективе на рынке ювелирных изделий с бриллиантами основное место, как и раньше, будут занимать США, на долю которых приходилось 40% (20 млрд. долл.) объема мировых продаж (около 50 млрд. долл.) и Япония (соответственно - 25%). Кроме того, надо учесть, что "Де Бирс" проводит активные рекламные и маркетинговые программы в странах Ближнего Востока, Китае, Турции, Пакистане и Индии, на долю которых приходится в настоящее время около 10% мирового объема потребления ювелирных украшений с бриллиантами, в них рост спроса на эти изделия в будущем имеет реальные возможности.
Гранильная промышленность России в силу своей специализации на огранке дорогостоящего сырья ориентирована на 97% на экспорт, но не обладает надежной сбытовой сетью. Соответственно внутренний потребительский рынок ювелирных изделий с бриллиантами имеет в настоящее время весьма малую емкость - около 150 млн. долл. В перспективе (к 2006 году) она может вырасти до 300 млн. долл. или в 2 раза.