Прогнозировать развитие алмазно-бриллиантового рынка в России и, тем более, в Республике Саха (Якутия) достаточно сложно, т.к. это зависит от множества факторов: темпов развития экономики страны, повышения уровня жизни населения, уровня квалификации работников, технической оснащенности предприятий, полноты обеспечения сырьем, завоевания рынка сбыта продукции и т.д. В настоящее время в России идет тенденция к усилению влияния и контроля государства на рынке бриллиантов как внутри страны, так и над экспортом бриллиантов. Усиление государственного контроля за движением драгоценностей и денежных (валютных) средств от их реализации само по себе не мешает развитию алмазно-бриллиантового рынка. Наоборот, наличие такого контроля упорядочивает зарождающийся "дикий" рынок, становится барьером для "нерадивых" участников рынка.
Большим тормозом для развития алмазно-бриллиантового рынка является чрезмерное усложнение получения разрешительных документов на экспорт бриллиантов, централизация процедуры экспертизы выпускаемых на экспорт бриллиантов, усложнение схемы прохождения таможни, монополизация транспортировки и страхования бриллиантов. В настоящее время бриллианты из Республики Саха (Якутия) выпускаются через специализированный таможенный пост г. Москвы. На таможенном посту бриллианты проходят контрольную экспертизу, оформляются таможенные документы. Таким образом, на пути бриллиантов за рубеж появляется дополнительная остановка. В любой момент таможня Москвы может задержать их отправку для внесения незначительных исправлений, изменений в таможенных документах. В таком случае возникает необходимость командирования в Москву специалиста с правом подписи документов. Поэтому отсутствие в г. Якутске специализированного таможенного поста сильно усложняет, удорожает и сдерживает экспорт бриллиантов, ювелирных изделий и других драгоценностей.
С учетом вышеизложенного, с 1997 года ведется работа по созданию в г. Якутске специализированного таможенного поста.
Алмазно-бриллиантовый бизнес на территории Республики Саха (Якутия) в зависимости от решений Правительства РФ и местных властей может развиваться в двух направлениях:
1. В сторону монополизации под контролем государства.
2. В сторону зарождающегося более или менее свободного рынка по примеру мировых центров алмазного бизнеса.
Схема участия предприятий в торговых сессиях Алмазной Палаты России предполагает создание Палатой всех условий для просмотра покупателями бриллиантов и алмазов в торговом зале, предоставление всей необходимой информации для продавцов, а также комиссионное оформление разрешительной документации на экспорт бриллиантов. Со становлением Якутского филиала Алмазной Палаты, созданием офисов контролера, таможенного поста и геммологической лаборатории процедура оформления документации для экспорта будет значительно упрощена и доступна для членов Палаты. Существует возможность участия предприятий РС(Я) в торговых сессиях в г. Москве, г. Калининграде и в перспективе в других алмазных центрах - филиалах АПР.
Активное участие всех предприятий АБК РС(Я) в деятельности Алмазной Палаты России позволит создать условия для кредитования республиканских гранильных заводов российскими и республиканскими банками или иностранной компанией под гарантию.