Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2005 ГОДА (с изменениями на: 17.09.2002)

6. Организация надомного труда


В алмазообрабатывающей промышленности РС(Я) имеются большие перспективы для развития надомного труда по огранке алмазов. Положительный опыт организации надомного труда по огранке алмазов имеется в других странах. Например, в Индии надомной огранкой мелкого алмазного сырья занимается около 600 тыс. чел., тогда как количество всех огранщиков мира, работающих с крупным сырьем, составляет только несколько тысяч.

За 1992-2001 г.г. подготовлено по профессии "обработчик алмазов" около 2 500 чел., из них трудоустроились на гранильных заводах около половины. Основными причинами ухода рабочих являются долговременные задержки заработной платы, простои из-за отсутствия алмазного сырья, недостаток и отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий. Кроме того, часть уже подготовленных огранщиков переходит на другую работу по причине неудовлетворенности размером заработной платы, другая (небольшая) часть поступает на учебу в вузы и средние специальные учебные заведения.

Таким образом, можно предположить, что для организации надомного труда имеются, хотя в незначительных количествах, уже подготовленные кадры. В настоящее время действующие гранильные заводы, в основном, размещены в группе вилюйских улусов и в улусах Центральной Якутии. На данной территории имеется достаточно большое количество не занятых в общественном производстве людей в трудоспособном возрасте, преимущественно молодых, из которых можно было бы подготовить требуемое количество профессионалов-огранщиков. По состоянию на 1 июля 1998 года, на данной территории числилось более 3 тысяч человек, поставленных по безработице на учет Центрами занятости. Это только незначительная часть действительно безработных. В населенных пунктах очень много скрытой безработицы. Особенно она распространена среди молодежи.

В условиях РС(Я) при достаточной финансовой поддержке государства, при надлежащей организации производства и труда, своевременном материально-техническом обеспечении в улусных центрах можно было бы создать к 2005 году 0,5 тыс. рабочих мест. В настоящее время надомные участки огранки алмазов открыты в с. Хатассы, с. Эльгяй (Сунтарский улус), в с. с. Мындагай, Хахыйах, Диринг (Чурапчинский улус), с. Алтанцы (Амгинский улус), Улахан (Хангаласский улус) и другие.

Основные требования и условия создания надомных участков огранки еще в 1994 году были отражены во Временном положении о надомном труде в алмазообрабатывающей промышленности РС(Я), утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 1994 года N 384, которые сводятся к следующему:

1. Технологическая привязка надомных участков к головному заводу в центре улуса с целью:

- поставки полуфабрикатов в обработку, так как организовать полный цикл обработки на дому не представляется возможным;

- контроля за качеством обработки, так как дальнейшая реализация готовой продукции идет через головной завод;

- поставка оснастки и расходных материалов, подготовка ограночных дисков на участке подготовки дисков головного завода.

2. Финансовая привязка с целью:

- оплаты за выполненные работы;

- оплаты налогов (в основном подоходного) с целью пополнения доходов местного бюджета.

Организация в определенном населенном пункте надомного труда по огранке алмазов требует не только наличия свободной квалифицированной рабочей силы, постоянно действующей базы подготовки и переподготовки кадров, но и соответствующего уровня развития транспортно-экономических условий, прежде всего, надежного транспортного сообщения, а также относительно ко многим другим профессиям высокой оплаты труда и материального стимулирования. С этой точки зрения, наиболее подходящими улусами для размещения надомного труда являются улусы Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский, Сунтарский, Амгинский, Мегино-Кангаласский, Хангаласский, Чурапчинский и Таттинский.

По организации в более широких масштабах надомного труда по огранке алмазов имеются следующие трудности:

- отсутствие четко оговоренных требований и подзаконных актов по отпуску на обработку драгоценных камней и драгоценных металлов частным товаропроизводителям (их количество, сортность, срок сдачи полуфабриката или готовой продукции и т.д.);

- слишком большие затраты по оборудованию надомного участка, по охране валютного сырья в соответствии с требованиями МВД, не соизмеримые со стоимостью применяемого технического и технологического оборудования и даже со стоимостью самого алмазного сырья, изготовленных из него как полуфабрикатов, так и готовой продукции;

- удаленность некоторых надомных участков от головного завода и нерегулярное транспортное сообщение из-за плохих дорог;

- невозможность обработки алмазного сырья и полуфабрикатов крупнее +11 и дороже 100-150 долл. США за карат, вследствие отсутствия контроля технолога и низкой квалификации надомников.

Для устранения указанных трудностей необходимо:

- техническую и технологическую оснастку надомного участка передать в лизинг (стоимость одного полностью оборудованного рабочего места составляет около 50 000 рублей);

- организовать более крупные надомные участки с количеством рабочих мест до 5 и более при наличии мастера - более квалифицированного огранщика;

- упростить порядок регистрации надомных участков, а также систему материальной ответственности за сохранность алмазного сырья путем описи личного имущества в залог;

- в улусных центрах (Сунтарском, Нюрбинском, Вилюйском, Олекминском, Амгинском и др.) начать подготовку не только огранщиков алмазного сырья, но и по камнеобработке и по ювелирным специальностям.

Реализация данной Программы в сельской местности в условиях низких тарифов на электроэнергию, отсутствия отдельной оплаты за теплоэнергию и арендных платежей, отсутствия налогов с оборота и других социальных выплат, поскольку работа выполняется по трудовым соглашениям, а также при гибких графиках организации производственного цикла и распорядка рабочего времени, могла бы принести следующие результаты:

1. Создание дополнительных, до 1 тысячи и более, новых рабочих мест в сельских улусах, наиболее страдающих от безработицы;

2. Увеличение объема обработанного алмазного сырья с одновременным снижением затрат на его обработку до 15 тысяч карат в месяц;

3. Снижение общей средней стоимости обрабатываемого в республике алмазного сырья, а, значит, увеличение ассортимента обрабатываемого алмазного сырья.

В связи с этим необходимо разработать законопроект "О порядке организации надомного труда огранщиков и ювелиров в Республике Саха (Якутия)".