Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы разработана в соответствии с пунктом 8 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова 13-14 марта 2007 года N МФ-П9-15пр и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.
Перспективы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) определены:
Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р;
Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 03.02.2006 N Пр-154, поручением Председателя Правительства РФ от 10.02.2006 N МФ-П9-479;
республиканской целевой программой "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2004-2006 годы и на перспективу до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2005 года N 585;
республиканской целевой программой "Развитие электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и прогноз до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2005 года N 87.
И составлены с учетом принятой за основу Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, рассмотренной инвестиционной программой электроэнергетики на 2008-2010 годы.
Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктурой, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики - это неотъемлемая и одна из важнейших задач развития экономики региона.
Энергосистема Республики Саха (Якутия) является важнейшей составной частью электроэнергетики Дальнего Востока России, она занимает одно из первых мест в РАО "ЕЭС России" по количеству установленных энергоисточников, площади обслуживания и протяженности линий электропередачи, ее доля в выработке электроэнергии по Дальнему Востоку составляет порядка 20%. Площадь обслуживания - 3,1 млн. кв. км (вся территория республики или 1/5 часть России), из которой 40% находится за Полярным кругом. Централизованным энергоснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв. км (64%) с 15% населения республики.
Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.
Сегодня локальная энергетика включает в себя около 200 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 300 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Полезный отпуск электроэнергии складывается на уровне 320-350 млн. кВтч (5% от объема по республике). На нужды малой энергетики ежегодно завозится порядка 120 тыс. тонн дизельного топлива.
Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.
В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2007 году приходится 2,5 млрд. рублей (75%) перекрестного субсидирования.
Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За три последних года цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей, для которых тариф на электроэнергию теперь стал в 2 раза выше, чем в среднем по России, и составил 2,31 руб./кВтч.
Такой уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.
Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.), темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.
Необходимость разработки Программы локальной электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) обусловлена и другими проблемными факторами:
в районах децентрализованного электроснабжения структура топливного баланса характеризуется высокой долей использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2007 году 12,25 руб./кВтч), превосходящей среднероссийский уровень в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 60 руб./кВтч);
завоз топлива и материально-технических ресурсов характеризуется сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой, требует в связи с короткими сроками навигации единовременного аккумулирования значительных средств, приводит к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет из-за создания депонационных запасов дизельного топлива;
размер кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, совпадает с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятий электроэнергетики;
высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях (16%), превышающий среднероссийский (10%), что при высокой себестоимости электроэнергии приводит к ощутимым финансовым потерям;
невозможность технической модернизации за счет собственных источников, формируемых локальной энергетикой: при необходимых ежегодных инвестициях в 3,0-3,5 млрд. рублей амортизация и прибыль в сумме достигают лишь 100 млн. рублей.
Учитывая масштабность проблемы оптимизации локальной энергетики, ее влияние на развитие не только Республики Саха (Якутия), но и регионов Дальнего Востока, необходимость решения задач, которые были поставлены Президентом РФ В.В. Путиным, Председателем Правительства РФ М.Е. Фрадковым, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно. Использование программно-целевого метода направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Нерешенность вышеперечисленных проблем приведет к росту себестоимости производства электроэнергии на дизельной генерации с 12,3 руб./кВтч в 2007 году до 24,8 руб./кВтч в 2015 году. Тариф для промышленных потребителей достигнет к 2015 году 4,5 руб./кВтч при экономически обоснованном 2,3 руб./кВтч. Объем перекрестного субсидирования возрастет с 2007 года в 2,1 раза и составит в 2015 году 6,6 млрд. рублей.
Реализация мероприятий по оптимизации локальной энергетики позволит осуществить масштабные инвестиции в качественное изменение технологического состояния основных производственных фондов энергетики, достигнуть положительного эффекта по целому ряду макроэкономических показателей.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации, целевые индикаторы и показатели Программы
Основными целями Программы являются доведение к 2015 году среднеотпускного тарифа на электроэнергию в Республике Саха (Якутия) до среднероссийского уровня, снижение затрат локальной энергетики на дальнепривозное дизельное топливо, когенерация электрической и тепловой энергии за счет строительства ТЭЦ малой мощности, снижение технологического и стоимостного уровня потерь в сетях.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: