ТРЕБОВАНИЯ к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Саха (Якутия)
1. Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вытекающие из особенностей республики, а также порядок их согласования и утверждения в Республике Саха (Якутия) приняты в соответствии с "Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (в ред. постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240), и в соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ от 14.04.2005 N 6514).
2. Расчет возможной категории чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(н)), в планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для особо опасных объектов организаций и предприятий, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами (далее - планы ЛРН организаций), должен строиться исходя из требований постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 (в ред. постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240) "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" в вариантах возможного повреждения на объекте элементов инженерной защиты. Технические характеристики и графические приложения элементов инженерной защиты, снижающие уровень ЧС(н), должны быть включены в план ЛРН объекта. Обоснование снижения уровня ЧС(н) должно строиться в расчетной форме и нести гарантии.
3. Расчеты состава, времени и способов доставки сил и средств в планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Саха (Якутия) должны основываться на обеспечение полной ликвидации ЧС(н), спрогнозированной по наихудшему сценарию развития ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, в сроки, определенные действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Наихудший сценарий развития ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, должен обязательно предусматривать в отдельности следующие обстоятельства и условия, если таковые имеются:
частичное нарушение обваловки стационарных объектов хранения нефти и нефтепродуктов (до 20% периметра);
сопровождение разлива нефтепродуктов пожаром максимально возможной степени сложности;
удаленность объекта от населенных пунктов, аэропортов, пожарных частей, мест дислокации профессиональных аварийно-спасательных формирований;
стихийные гидрогеологические явления (размыв подъездных путей, затопление территории объекта, завал льдом территории объекта, разрушение фундамента объекта и др.);
сезонные неблагоприятные характеристики климата (экстремальные темпера-туры, туман, метель, максимальные скорости ветра и др.), свойственные территории нахождения объекта, влияющие на эксплуатационные характеристики техники и оборудования и на площадные и скоростные составляющие (показатели) разлива нефтепродуктов;
специфику функционирования объекта;
нарушение условий консервации объекта.
4. Определение состава и дислокации сил и средств для ликвидации возможных аварийных разливов нефти и продуктов ее переработки в планах ЛРН организаций осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти по наихудшему сценарию развития ситуации, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), дислоцированных в республике, привлечение которых предусмотрено планами взаимодействия.
5. Площадь возможного разлива нефтепродуктов в планах ЛРН рассчитывается и наносится графически на ситуационный план как для условия (варианта) с нулевыми и отрицательными температурами окружающего воздуха, так и положительными температурами, по отдельности.
6. В определении нижнего уровня разлива нефти для отнесения разлива к чрезвычайной ситуации объектового значения рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и организациям при разработке планов ЛРН руководствоваться действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
7. Организации, имеющие на балансе группу однотипных опасных производственных объектов - автоцистерны, нефтеналивные баржи и танкеры, АЗС, разрабатывают типовой план ЛРН с приложениями, в которых учитываются особенности функционирования конкретного объекта.
На каждом однотипном производственном объекте организации хранится выписка из типового плана ЛРН, учитывающая особенности функционирования конкретного объекта.