Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Завершается период так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей. Ограничены возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры и ликвидацией тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем. Переход к их интенсивному восстановлению и воспроизводству возможен на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на региональном и муниципальном уровнях при поддержке федерального бюджета.
Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.
Принятый пакет федеральных законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса " и "О концессионных соглашениях", а также принятые на их основе нормативные акты Республики Саха (Якутия) сформировали законодательные условия для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного, в том числе, с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство.
Общая площадь жилищного фонда Республики Саха (Якутия) составляет на конец 2008 года 18 902,8 тыс. кв. метров, из них общая площадь ветхих и аварийных жилых домов - 2 957,9 тыс. кв. метров. Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде – 15,6%. Число проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде – 141,6 тыс. человек.