Республиканская целевая программа "Жилище" на 2010-2012 годы направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканской целевой программы "Жилище". За период реализации указанных программных документов была в основном сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве республики: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2008 году более 82 процентов, в том числе индивидуальными застройщиками - 46,45 процентов. При этом общий объем жилищного строительства составил в 2008 году 290,919 тыс. кв.м.
Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья, создают основу для реализации на практике поставленных целей, но требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате реализации национального проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
За этот период в результате реализации РЦП "Жилище" и ее подпрограмм было существенно усовершенствовано законодательство Республики Саха (Якутия), направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья; за счет средств федерального и республиканского бюджетов было обеспечено жильем более 1300 семей и граждан, относящихся к отдельным категориям, установленным законодательством Российской Федерации.
Однако в 2007-2009 годах не удалось достичь ощутимого достижения конечных ожидаемых результатов Программы, что объясняется мировым финансовым кризисом и ограниченностью бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы.
На основании анализа итогов реализации РЦП "Жилище", а также с учетом вступления в силу пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья в Программу внесены изменения, направленные на обеспечение реализации основных направлений государственной жилищной политики в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Реализация Программы и ее подпрограмм в 2010-2012 гг. будет направлена на:
стимулирование предложений жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой и переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда - подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";
стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для отдельных групп населения - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы", "Индивидуальное жилищное строительство";
исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством - подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан".