Недействующий

О республиканской целевой программе "Жилище" на 2010 - 2012 годы

Характеристика проблемы


Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед более чем 60 % семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в неудовлетворительном или непригодном для проживания состоянии.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, определенным группам населения - молодым семьям, работникам бюджетной сферы. На реализацию последней меры будут направлены подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы".

Однако даже ограниченный существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Предусмотренная новым Градостроительным кодексом Российской Федерации система градорегулирования и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление социальных выплат из средств бюджетов на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов.

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов организовано в рамках единой подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан". Это позволит использовать наиболее эффективные и уже апробированные механизмы, обеспечить согласованность при принятии решений о распределении средств на эти цели между различными категориями граждан с учетом реальных возможностей бюджетов.

Недостаточные возможности улучшения гражданами жилищных условий могут привести к обострению социальной ситуации в стране. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых финансовых механизмов в жилищном строительстве, развивать ипотечное жилищное кредитование.

Однако для достижения данной цели на переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь - ипотечного жилищного кредитования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства.

Для реализации мер, предусмотренных в рамках выделенных приоритетов национального проекта, должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Программа и входящие в ее состав подпрограммы являются механизмом реализации этой поддержки, что обеспечит эффективное и целенаправленное использование средств федерального и республиканского бюджетов в интересах сбалансированного стимулирования, как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Кроме вышеперечисленных подпрограмм в Программу включены также подпрограммы, изначально действовавшие на территории республики.

Подпрограмма "Индивидуальное жилищное строительство" обеспечивает сокращение сроков строительства, содействует увеличению строительства индивидуального жилья с благоустройством посредством льготного кредитования граждан.

Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" направлена на создание оптимальных условий жизнедеятельности работников бюджетной сферы путем содействия в улучшении своих жилищных условий. В предыдущие годы содействие выражалось в субсидировании процентных ставок привлекаемых банковских кредитов. С 2007 года государственная поддержка в рамках настоящей подпрограммы производится путем субсидирования части стоимости жилья (до 50 % от стоимости).

Реализация основной цели Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования республиканских целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для эффективного функционирования рынка жилья;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, а также расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в течение 3 лет;

носят комплексный характер и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.