Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет ряд особенностей. Недостаточная хозяйственная освоенность региона, очаговость размещения производства с однобокой, преимущественно горнодобывающей, специализацией, неразвитость перерабатывающих производств, большие затраты на содержание социальной инфраструктуры, высокая стоимость создаваемых рабочих мест предопределяют крайне неравномерное распределение рабочей силы по территории и видам экономической деятельности.

С конца 2008 года ситуация на рынке труда республики значительно осложнилась. В большинстве видов экономической деятельности произошли увольнения работников организаций с одновременной ликвидацией рабочих мест. По данным органов статистики уровень безработицы в 2009 году составил 8,7%. Несмотря на миграционный отток населения, уровень безработицы выше 10% сложился в 21 улусе. Сохраняется значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем общей безработицы в улусах республики достигает 4,9 раз.

В числе ключевых проблем, сдерживающих развитие сферы занятости населения и формирование эффективно функционирующего рынка труда, решение которых должно составлять содержание и направление государственной политики занятости, выделяются следующие. Структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, обусловленные очаговым характером размещения производства, малой емкостью республиканского рынка труда, неразвитостью рыночной инфраструктуры, низкой конкурентоспособностью и мобильностью граждан на рынке труда.

Сохраняется большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере. Эти обстоятельства ограничивают рост эффективности труда, способствуют высокой текучести кадров, сохранению неформальной занятости и высокой безработицы.

Несоответствие структуры и масштабов профессиональной подготовки граждан изменениям рынка труда в спросе на рабочую силу. Многие выпускники профессиональных учебных заведений получают специальности, которые не востребованы на рынке труда. В поисках работы в государственную службу занятости ежегодно стало обращаться более 1,5 тыс. выпускников. Ввиду отсутствия необходимых навыков они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда.

В структуре незанятого населения и лиц, ищущих работу, преобладает рабочая сила, не пользующаяся спросом и не готовая выдержать конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе. Прежде всего, это характерно для граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, одиноких и многодетных родителей, имеющих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, а также длительное время находящихся без работы.

Географическое положение республики и неразвитость инфраструктуры обусловливают удорожание бюджетных расходов на реализацию социальных программ. В этих условиях должна быть решена задача сохранения доступности для населения государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, оперативного оказания информационной, консультативной и иной помощи ищущим работу гражданам.

Возросшая активность граждан на рынке труда наряду с ухудшением ситуации на рынке труда стали определяющими в росте показателей обращаемости в поисках работы и регистрируемой безработицы. Ежегодно в службу занятости стало обращаться более половины среднегодовой численности безработного населения.

При условии неприменения программно-целевого метода решения проблемы, в основу расчётов которого положены такие составляющие, как трудоустройство граждан на постоянную работу, трудоустройство безработных граждан, территориальное перераспределение трудовых ресурсов, ситуация на рынке труда может принять следующий характер.

Среднегодовая численность зарегистрированных в службе занятости безработных будет оцениваться в 2011 году в 18 тыс. человек по сравнению с 13 тыс. человек в 2008 году. Уровень общей безработицы в 2011 году может составлять 8,7% экономически активного населения, что на 0,2-0,25 процентных пункта выше прогнозируемого значения.

Показатели  в 2011 году

При реализации целевой программы

Без использования программно-целевого метода

Уровень общей безработицы, %

8,5

8,7

Уровень зарегистрированной безработицы, %

2,4

3,6

Трудоустройство безработных граждан, тыс. человек

12,0

-

Наличие существующих проблем на фоне осложнения ситуации на рынке труда, отраслевая и территориальная дифференциация в сфере занятости, а также необходимость дальнейшего реформирования республиканской экономики требуют определения приоритетов в государственной политике в области содействия занятости населения на предстоящие годы.