Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"

3.3. Подпрограмма "Воздушный транспорт"


Главной целью программных мероприятий в области гражданской авиации с учетом положений транспортной политики являются качественное удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные перевозки и работы, обеспечение качества жизни и экономического роста. Главным условием достижения поставленной цели и задач развития воздушного транспорта Республики является достижение высокого уровня безопасной деятельности.

Составляющими безопасной деятельности являются обеспечение безопасности полетов, авиационная безопасность, антитеррористическая безопасность.

Достижение главной цели и решение главной задачи основано на оптимистической оценке развития транспортного комплекса путем реализации программных мероприятий с учетом Схемы развития производительных сил, энергетики и транспорта.

При этом учитывается, что в структуре отрасли будут происходить изменения, связанные с оптимизацией схемы развития производительных сил, структурными изменениями в отрасли и другими внешними и внутренними факторами:

· Сокращение количества классифицированных аэропортов, связанное с продолжением строительства дорог и мостовых сооружений (открытие круглогодичного движения на автодорогах "Колыма" и "Вилюй") до 29 за счет перевода к концу рассматриваемого периода в разряд неклассифицированных аэропортов Нижнеянск, Хандыга, Сангары, Верхневилюйск;

· В 2007 году в федеральную собственность переданы объекты воздушного транспорта: ГУП "Дирекция аэропортов" с преобразованием в Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера", аэродромного комплекса ГУП "Аэропорт Якутск", Якутского авиационно-технического училища Гражданской авиации с преобразованием в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

· В 2011-2015 годах в рамках оптимизации авиаперевозочной деятельности произойдет объединение (укрупнение) авиаперевозчиков на территории Республики Саха (Якутия), включая Мирнинское авиапредприятие, авиакомпании "Якутия" и "Полярные авиалинии". Данное мероприятие не выделено в отдельный программный проект по причине сложности реализации в части различных организационно-правовых форм деятельности предприятий и механизма оптимизации, которые будут выработаны в подготовительный период 2010-2011 годов. Тем не менее, объединение авиаперевозчиков позволит оптимизировать использование провозных емкостей парка воздушных судов, укрупнить авиакомпанию, войдя в первый десяток перевозчиков РФ по всем показателям, минимизировать структуру управления предприятием.

3.3.1. Программный проект "Обеспечение транспортной доступности на внутриулусных направлениях"

Программными мероприятиями предусмотрено субсидирование авиакомпаний, осуществляющих пассажирские авиаперевозки населения внутри улусов республики на социально-значимых линиях.

Мероприятие направлено на обеспечение конституционного права на свободу передвижения граждан Республики Саха (Якутия) в районах, где отсутствуют альтернативные виды транспорта, и призвано увеличить подвижность населения республики.

В целях увеличения доступности воздушного сообщения для всех слоев населения со второй половины 2002 года был реализован механизм дотирования социально-значимых авиаперевозок.

Данный механизм[6] был разработан из следующих основных принципов:

определение критериев районирования улусов республики для включения социально-значимых маршрутов в перечень дотируемых:

географическое расположение улусов, определяющее приоритетность осуществления бесперебойного авиационного сообщения на территории арктической зоны республики в условиях отсутствия альтернативных видов транспорта;

существующая транспортная инфраструктура улуса: наличие (отсутствие) автодорог, автозимников, путей водного сообщения;

среднедушевые денежные доходы населения улусов (до 80% по отношению к республиканскому значению);

численность сельского населения улусов (свыше 25% от общей численности населения);

расчет объемов дотаций по маршрутам на основе снижения тарифа по себестоимости с учетом коэффициента удаленности (от 30% до 50%);

ежегодное определение расходов на субсидирование социально-значимых пассажирских авиаперевозок для включения в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Положительный эффект частичной компенсации государством тарифов на авиабилеты в части внутриулусного передвижения населения доказан четырехлетней практикой применения, позволившей увеличить объем внутриулусных пассажирских авиаперевозок с 9 тысяч пассажиров в 2002 году до 21 тысяч в 2008 году. При этом, увеличение объемов пассажирских перевозок достигнуто не только за счет прямого субсидирования, но и за счет мультипликативного эффекта, создаваемого действием программного проекта.

С 2008 года применятся единая методика в формировании субсидируемых тарифов, величина которых устанавливается в зависимости от усредненной стоимости пассажиро-километра соразмерно расстоянию с применением понижающих коэффициентов. Это позволило реализовать принцип социальной справедливости тарифной политики, не зависящий от ряда других критериев таких, как тип воздушного судна, общая протяженность маршрута, аэропорт вылета и количество посадок. Среднее снижение тарифов к уровню 2007 года составило 28%, при этом население в среднем оплачивает 25% от экономически обоснованного тарифа.

3.3.2. Программный проект "Мероприятия по развитию аэропорта г. Якутск"

Программными мероприятиями по развитию международного аэропорта федерального значения г. Якутска предусмотрены следующие задачи:

- реконструкция ИВВП-2;

- реконструкция ограждения аэродрома;

- строительство пассажирского терминала "прилет";

- строительство грузового терминала;

- приобретение спецавтотехники и оборудования;