Устойчивое и поступательное социальное экономическое развитие Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, суровыми природно-климатическими условиями, неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования транспортного комплекса.
Последние годы характеризуются общей стабилизацией экономического состояния и социальной сферы республики. Грузооборот с 2000 года по 2008 год снизился на 6,8%, пассажирооборот возрос на 48,1 %.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Перевезено грузов, тыс. тонн | 42046,2 | 54872,5 | 39824,3 | 40013,4 | 39462,3 | 42785,1 | 38858,1 | 36192,1 | 36117,4 |
Грузооборот транспорта, | 5705,0 | 6732,2 | 6931,0 | 6301,5 | 6077,7 | 6172,1 | 5273,9 | 5963,5 | 5313,6 |
Перевезено пассажиров, | 87,12 | 100,4 | 87,02 | 96,28 | 96,38 | 80,89 | 82,4 | 86,8 | 89,1 |
Пассажирооборот, | 1902,1 | 2291,7 | 2214,9 | 2417,2 | 2584,0 | 2343,6 | 2148,7 | 2365,5 | 2817,3 |
Введен во временную эксплуатацию в 2004 году железнодорожный участок Беркакит - Томмот протяженностью 359,6 км с открытием пассажирского движения. Идет модернизация технического оснащения аэропортов, определены меры государственной поддержки их деятельности с целью обеспечения доступности услуг по перевозкам пассажиров воздушным транспортом. За 2002-2005 годы введено в эксплуатацию 304,49 км автомобильных дорог и 1035,5 п.г. искусственных сооружений. Последовательно идет реализация ранее утвержденных отраслевых программ развития различных видов транспорта.
Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В мае 2004 года Правительством республики была принята Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)[1], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года. В 2005 году приняты кардинальные решения, которые внесли существенные изменения в планы транспортного строительства и развитие транспортной деятельности на территории РС (Я). По результатам рабочей поездки Президента России В.В. Путина приняты решения об ускорении строительства железной дороги до г. Якутска с возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена, сооружения магистрального трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительства каскада электростанций, применения практики государственно-частного партнерства при сооружения инфраструктурных объектов и ряд других важных решений[2].
Тем не менее, в транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) сохраняется ряд серьезных проблем, сдерживающих развитие самого транспорта и народного хозяйства республики в целом.
Главные проблемы транспортного обслуживания населения и хозяйства республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций - незавершенностью сооружения железнодорожной магистрали до г. Якутска, низким техническим уровнем автомобильных дорог и мостовых переходов с преобладанием сети автозимников. Якутия, занимающая по площади 3,1 млн. квадратных километров имеет 490 км железных дорог, только с 2002 года возобновлено строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. В этой связи более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.
Главной транспортной магистралью является водный путь по реке Лене от речного порта Осетрово (Иркутская область) до морского порта Тикси (Север Республики Саха (Якутия) и далее на Запад и Восток от морского порта Тикси по Северному морскому пути. Этот путь является продолжением общероссийских магистральных путей и открывает прямой доступ в бассейны Арктических рек Хатанга, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма.
Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).
Средняя дальность перевозок речным транспортом превышает в 12-15 среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.
Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. В республике более 82% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Резкое сокращение парка подвижного состава авиатранспортных предприятий и высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие оптимального типажа транспортной авиатехники и средств высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач в Арктической зоне.
Природно-ресурсный потенциал, разведанные месторождения природных ископаемых, востребованные на рынке России и за рубежом, открывают широкие перспективы для дальнейшего промышленного развития республики. На территории республики выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долларов США и составляет около 1,5 % общемировых запасов, прогнозный же потенциал оценен в 5,4 трлн. долл. В промышленном освоении находится только малая часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в существенной мере сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами территории, низкой пропускной способностью транспортных магистралей и недостатком провозной способности парка подвижного состава.
Из-за потери провозных мощностей, ухудшения технического состояния парка транспортных средств снизились объемы перевозок грузов и пассажиров.
Стабилизация численности и прогнозируемый на период до 2015 года прирост населения республики, рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта.
Острота ситуации в транспортном комплексе усугубляется внутренними проблемами на транспорте. Сложным остается финансовое состояние предприятий транспортного комплекса. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 53,5 процентов и продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.
Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.
Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. В республике не существует в настоящее время системы диспетчерского управления движением транспортных средств, как в городском сообщении, так и на автомагистралях большой протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта. В г. Якутске внедрена диспетчерская система с применением навигационного оборудования.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для малообеспеченных и льготных категорий пассажиров ежегодно из республиканского и местных бюджетов направляются значительные финансовые средства в виде субсидий на пассажирские авиационные, железнодорожные, речные перевозки и др.
Сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов. Огромная концентрация на городских маршрутах автобусов малой вместимости, принадлежащих частным предпринимателям, создает перегрузки автомобильного движения и серьезные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. На междугородних перевозках ситуация обостряется еще и низким уровнем качества дорожных условий.
Все более обостряется проблема старения грузового и пассажирского флота. Неудовлетворительное состояние водных морских и речных путей, гидротехнических сооружений, морских и речных портов, паромных переправ на разрывах федеральных дорог "Лена" и "Колыма" не обеспечивают в полной мере безопасность судоходства, что приводит к потерям провозной способности водного транспорта.
В последние годы все более явно обозначилась проблема совершенствования кадрового состава в транспортной отрасли республики. Естественные изменения возрастной структуры и выбытие работников транспорта, необходимость освоения, предусматриваемых к вводу новых видов транспорта, в частности железнодорожного, новых типов подвижного состава, необходимость повышения качества обслуживания пассажиров, управления отдельными видами транспорта и технологическими процессами взаимодействия видов транспорта при доставке пассажиров и грузов требуют системной подготовки специалистов. Кадровая подготовка специалистов в настоящее время ведется преимущественно за счет средств республиканского бюджета и частично за счет средств предприятий.
Сложность накопившихся проблем в технике, технологиях, организации и экономике транспортного комплекса республики требует мощной научной поддержки мероприятий транспортной программы. Система программных мероприятий и мониторинг их реализации должны строиться на прочной научной базе региональных исследований, конструкторских разработок и проектов, учитывающих специфику северных условий проектирования и эксплуатации техники, транспортного строительства и деятельности транспортных предприятий. Медленными темпами ведется работа по созданию новых видов транспорта, адаптированных к условиям Севера. Отчасти это связано с отсутствием научных данных об оптимальных технико-эксплуатационных характеристиках транспортных средств и вездеходной техники для условий Северных регионов России.
Указанные общие проблемы дополняются и конкретизируются специфическими проблемами развития отдельных видов транспорта.
В авиационном комплексе несмотря на явные позитивные сдвиги в результате реализации части мероприятий Государственной целевой программы "Развитие воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы"[3] сохраняется кризисная ситуация с обновлением воздушных судов малой авиации.
В связи с прекращением выпуска в Российской Федерации авиационного бензина Б 91/115 увеличение исправности самолетов Ан-2 сведено на нет. Возникает необходимость использования на внутриулусных маршрутах самолетов малой пассажировместимости, использующих авиационный керосин. Лизинг самолетов данного класса невозможен по причине малого производственного налета, прямая закупка - по причине высокой стоимости воздушных судов. В настоящий момент за счет Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) закуплено всего 6 самолетов Ан-3, других сертифицированных ответственных судов данного класса в РФ нет.