Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


Устойчивое и поступательное социальное экономическое развитие Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, суровыми природно-климатическими условиями, неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования транспортного комплекса.

Последние годы характеризуются общей стабилизацией экономического состояния и социальной сферы республики. Грузооборот с 2000 года по 2008 год снизился на 6,8%, пассажирооборот возрос на 48,1 %.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Перевезено грузов, тыс. тонн

42046,2

54872,5

39824,3

40013,4

39462,3

42785,1

38858,1

36192,1

36117,4

Грузооборот транспорта,
 млн. тонн-км

5705,0

6732,2

6931,0

6301,5

6077,7

6172,1

5273,9

5963,5

5313,6

Перевезено пассажиров,
 млн. пасс.

87,12

100,4

87,02

96,28

96,38

80,89

82,4

86,8

89,1

Пассажирооборот,
 млн. пасс.-км

1902,1

2291,7

2214,9

2417,2

2584,0

2343,6

2148,7

2365,5

2817,3

Введен во временную эксплуатацию в 2004 году железнодорожный участок Беркакит - Томмот протяженностью 359,6 км с открытием пассажирского движения. Идет модернизация технического оснащения аэропортов, определены меры государственной поддержки их деятельности с целью обеспечения доступности услуг по перевозкам пассажиров воздушным транспортом. За 2002-2005 годы введено в эксплуатацию 304,49 км автомобильных дорог и 1035,5 п.г. искусственных сооружений. Последовательно идет реализация ранее утвержденных отраслевых программ развития различных видов транспорта.

Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В мае 2004 года Правительством республики была принята Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)[1], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года. В 2005 году приняты кардинальные решения, которые внесли существенные изменения в планы транспортного строительства и развитие транспортной деятельности на территории РС (Я). По результатам рабочей поездки Президента России В.В. Путина приняты решения об ускорении строительства железной дороги до г. Якутска с возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена, сооружения магистрального трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительства каскада электростанций, применения практики государственно-частного партнерства при сооружения инфраструктурных объектов и ряд других важных решений[2].

Тем не менее, в транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) сохраняется ряд серьезных проблем, сдерживающих развитие самого транспорта и народного хозяйства республики в целом.

Главные проблемы транспортного обслуживания населения и хозяйства республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций - незавершенностью сооружения железнодорожной магистрали до г. Якутска, низким техническим уровнем автомобильных дорог и мостовых переходов с преобладанием сети автозимников. Якутия, занимающая по площади 3,1 млн. квадратных километров имеет 490 км железных дорог, только с 2002 года возобновлено строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. В этой связи более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.

Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.

Главной транспортной магистралью является водный путь по реке Лене от речного порта Осетрово (Иркутская область) до морского порта Тикси (Север Республики Саха (Якутия) и далее на Запад и Восток от морского порта Тикси по Северному морскому пути. Этот путь является продолжением общероссийских магистральных путей и открывает прямой доступ в бассейны Арктических рек Хатанга, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма.

Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).

Средняя дальность перевозок речным транспортом превышает в 12-15 среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. В республике более 82% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Резкое сокращение парка подвижного состава авиатранспортных предприятий и высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие оптимального типажа транспортной авиатехники и средств высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач в Арктической зоне.

Природно-ресурсный потенциал, разведанные месторождения природных ископаемых, востребованные на рынке России и за рубежом, открывают широкие перспективы для дальнейшего промышленного развития республики. На территории республики выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долларов США и составляет около 1,5 % общемировых запасов, прогнозный же потенциал оценен в 5,4 трлн. долл. В промышленном освоении находится только малая часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в существенной мере сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами территории, низкой пропускной способностью транспортных магистралей и недостатком провозной способности парка подвижного состава.

Из-за потери провозных мощностей, ухудшения технического состояния парка транспортных средств снизились объемы перевозок грузов и пассажиров.

Стабилизация численности и прогнозируемый на период до 2015 года прирост населения республики, рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта.

Острота ситуации в транспортном комплексе усугубляется внутренними проблемами на транспорте. Сложным остается финансовое состояние предприятий транспортного комплекса. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 53,5 процентов и продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.

Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.

Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. В республике не существует в настоящее время системы диспетчерского управления движением транспортных средств, как в городском сообщении, так и на автомагистралях большой протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта. В г. Якутске внедрена диспетчерская система с применением навигационного оборудования.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для малообеспеченных и льготных категорий пассажиров ежегодно из республиканского и местных бюджетов направляются значительные финансовые средства в виде субсидий на пассажирские авиационные, железнодорожные, речные перевозки и др.

Сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов. Огромная концентрация на городских маршрутах автобусов малой вместимости, принадлежащих частным предпринимателям, создает перегрузки автомобильного движения и серьезные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. На междугородних перевозках ситуация обостряется еще и низким уровнем качества дорожных условий.

Все более обостряется проблема старения грузового и пассажирского флота. Неудовлетворительное состояние водных морских и речных путей, гидротехнических сооружений, морских и речных портов, паромных переправ на разрывах федеральных дорог "Лена" и "Колыма" не обеспечивают в полной мере безопасность судоходства, что приводит к потерям провозной способности водного транспорта.

В последние годы все более явно обозначилась проблема совершенствования кадрового состава в транспортной отрасли республики. Естественные изменения возрастной структуры и выбытие работников транспорта, необходимость освоения, предусматриваемых к вводу новых видов транспорта, в частности железнодорожного, новых типов подвижного состава, необходимость повышения качества обслуживания пассажиров, управления отдельными видами транспорта и технологическими процессами взаимодействия видов транспорта при доставке пассажиров и грузов требуют системной подготовки специалистов. Кадровая подготовка специалистов в настоящее время ведется преимущественно за счет средств республиканского бюджета и частично за счет средств предприятий.

Сложность накопившихся проблем в технике, технологиях, организации и экономике транспортного комплекса республики требует мощной научной поддержки мероприятий транспортной программы. Система программных мероприятий и мониторинг их реализации должны строиться на прочной научной базе региональных исследований, конструкторских разработок и проектов, учитывающих специфику северных условий проектирования и эксплуатации техники, транспортного строительства и деятельности транспортных предприятий. Медленными темпами ведется работа по созданию новых видов транспорта, адаптированных к условиям Севера. Отчасти это связано с отсутствием научных данных об оптимальных технико-эксплуатационных характеристиках транспортных средств и вездеходной техники для условий Северных регионов России.

Указанные общие проблемы дополняются и конкретизируются специфическими проблемами развития отдельных видов транспорта.

В авиационном комплексе несмотря на явные позитивные сдвиги в результате реализации части мероприятий Государственной целевой программы "Развитие воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы"[3] сохраняется кризисная ситуация с обновлением воздушных судов малой авиации.

В связи с прекращением выпуска в Российской Федерации авиационного бензина Б 91/115 увеличение исправности самолетов Ан-2 сведено на нет. Возникает необходимость использования на внутриулусных маршрутах самолетов малой пассажировместимости, использующих авиационный керосин. Лизинг самолетов данного класса невозможен по причине малого производственного налета, прямая закупка - по причине высокой стоимости воздушных судов. В настоящий момент за счет Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) закуплено всего 6 самолетов Ан-3, других сертифицированных ответственных судов данного класса в РФ нет.