Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"

7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы


Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы производится как результат достижения главных стратегических целей - создание опорной транспортной сети без разрывов и узких мест, модернизация парка подвижного состава, лучшая организация перевозочного процесса при тесном взаимодействии всех видов транспорта на магистральных перевозках.

Реализация мероприятий программы обеспечит круглогодичную транспортную связь 22 районов и городов с охватом 91,5% населения республики и 47,5% территории.

Основу всесезонной опорной транспортной сети республики должны составить железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск и автомобильные дороги с твердым покрытием. Большое значение будет иметь надежное функционирование водного транспорта, а также обеспечение регулярности и безопасности полетов на воздушном транспорте.

Учитывая комплексный характер предусматриваемых Программой мероприятий, эффективность реализации Программы складывается как общий эффект взаимодействия различных видов транспорта. Главным критерием оценки принимается общественная эффективность, которая выражается в виде снижении транспортной нагрузки на экономику хозяйственного комплекса республики.

Оценка эффективности реализации мероприятий Программы проведена в соответствии с официальными "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов" (Вторая редакция) по показателям общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. "Коммерческая эффективность" характеризует результативность затрат в транспортной сфере с позиций инвесторов. "Бюджетная эффективность" позволяет оценить влияние экономики транспорта на бюджет Республики Саха (Якутия) и бюджет Российской Федерации в результате реализации Программы.

Основными при оценке эффективности Программы являются показатели общественной эффективности, так как представляют собой более полную оценку позитивных экономических и социальных последствий ее реализации.

Для оценки экономической эффективности используется показатель интегрального эффекта - суммарный чистый дисконтированный доход за период жизненных циклов всех проектов Программы, начиная с 2009 года.

Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода оценивается в 9 487 млн. рублей в 2020 году и 240 969 млн. рублей к 2030 году.

Учитывая долгосрочный характер капитальных вложений в основные проекты Программы, полновесной отдачи результатов ее реализации следует ожидать в отдаленных периодах жизненного цикла проектов.

Коммерческая эффективность не определялась по подпрограммам, в которых практически весь эффект формируется в смежных отраслях экономики и социальной сфере. Это касается подпрограмм "Автомобильные дороги", "Внутренние водные пути".

Общественная эффективность подпрограммы "Железнодорожный транспорт" составляет 12 678 млн. рублей в 2020 году и 106 570 млн. рублей к 2030 году. Эффективность подпрограммы определяется получением дополнительного внетранспортного социально-экономического эффекта от повышения качества транспортного обслуживания производства и населения.

Общественная эффективность подпрограммы "Автомобильные дороги" определена в размере 25 296 млн. рублей в 2020 году и 123 982 млн. рублей к 2030 году. Значительный народно-хозяйственный эффект заключается в повышении эффективности деятельности хозяйственного комплекса и социальной сферы Якутии, а в последующие годы и сопредельных регионов Северо-Востока России.

По подпрограмме "Воздушный транспорт" реализация мероприятий создаст эффективную систему авиационного обслуживания на основе укрепления и развития аэропортовой сети республики, позволит сохранить и создать условия для развития авиационных перевозок путем коренного обновления авиационной техники.

Общественная эффективность подпрограмм "Внутренний водный транспорт" составляет 763 млн. рублей в 2020 году и 13 551 млн. рублей к 2030 году.

По подпрограмме "Автомобильный транспорт" общественная экономическая эффективность определена в размере 336 млн. рублей в 2020 году и 2 350 млн. рублей к 2030 году.