Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"

3.8. Программная задача "Научное обеспечение Программы"


Программа предусматривает организацию и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также внедрение результатов научных разработок по приоритетным проблемам и направлениям развития и эффективного функционирования транспорта, соответствующих основным положениям Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия).

В предстоящий период на транспортной сети республики ожидаются существенные изменения, связанные с решением важнейшей задачи транспортного строительства - сооружения железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, и созданием опорной сети путей сообщений. С вводом этой магистрали кардинально изменится схема товародвижения и распределение грузопотоков между видами транспорта. Вместе с тем произойдет перераспределения транспортного баланса и размещения перевалочных и снабженческих баз оптового звена поставки товаров и грузов, актуализируется проблема межотраслевой и транспортной координации, формирования логистических систем и интермодальных перевозок. Потребуется детальные обоснования по созданию логистических центров и терминалов, включающих крытые склады и площадки с соответствующим техническим оборудованием, перегрузочную технику. Такие технологические комплексы оснащаются диспетчерскими и информационными системами управления транспортными потоками, включая сбор и оформление заказов от клиентуры, оповещение о прибытии и отправке грузов, информацию о местонахождении грузов и транспортных средств, введение единого документооборота, заказы на подвижные средства транспорта, организацию расчетов, страхование грузов и технических средств.

Изменится роль транспорта в структуре общественного производства и доля транспортных затрат в структуре стоимости производимой и потребляемой на территории республики продукции. Соответствующие изменения произойдут и структуре занятости населения.

Выработка адекватной этим изменениям государственной политики, механизмов государственного управления и программ социально-экономического требуют разработки научного фундамента, методологии точного прогноза развития событий и обоснованных рекомендаций.

Серьезным направлением науки и техники для транспорта республики являются исследования перспективных технических средств и технологий. Проекты транспортных средств на водном, автомобильном и воздушном видах транспорта, разработанные в 60-70 годах в современных условиях неэффективны, а в ближайшем будущем могут привести к серьезным потерям на внутреннем и международном рынке транспортных услуг. Большую актуальность представляет проблема технического оснащения грузовых и пассажирских перевозок в районах Арктики, в настоящее время практически лишенных эффективных транспортных средств для массовых перевозок и жизненно важных перевозок специального назначения. В этой связи в программе важное место должны занимать исследования технико-эксплуатационных параметров, оптимизации типо-размерного ряда и структуры парка подвижного состава, включая альтернативные виды транспорта: струнный транспорт, вездеходный транспорт на воздушной подушке, экранопланы и др. хорошо адаптированные к условиям республиканского рынка транспортных услуг и природно-климатическим характеристикам среды.

Реализация проектов по научно-техническому обеспечению гражданской авиации направлена на разработку обоснований и предложений по новой авиационной технике и авиадвигателям, модернизации действующих типов воздушных судов и авиадвигателей, разработку принципов, методологии и нормативной базы поддержания летной годности, развития наземной инфраструктуры, исследование авиатранспортных рынков.

Поступательное развитие экономических реформ, изменение отношений собственности и формирование рынка транспортных услуг изменяют и системы управления транспортом, требуют корректировки законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность. То же касается портов, промпредприятий и другой инфраструктуры транспорта, эффективного функционирования элементов транспортного комплекса и межотраслевой координации.

Учитывая масштабы строительных работ и привлекаемые средства в создание объектов транспортного комплекса большое значение приобретают задачи обеспечения надежности и эффективности последующего функционирования этих объектов, создаваемых в особых природных условия криолитозоны республики. Важным направлением являются также исследования в области нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения транспорта, исследования в области безопасности эксплуатации различных видов транспорта, охраны окружающей среды, техники безопасности деятельности.

Средства на выполнение исследовательских работ в рамках научного сопровождения Подпрограммы планируется направлять из собственных средств предприятий транспорта и республиканского бюджета.