Предусматривается поэтапное решение задач по развитию отраслей АПК Республики Саха (Якутия) с учетом территориально-производственного размещения отраслей АПК по 5 экономическим районам (Южный, Западный, Восточный, Центральный Арктический), на территории которых намечается реализация крупных мегапроектов. При этом предусматривается привязка основных сельскохозяйственных районах к промышленным районам:
1. Южный экономический район - Нерюнгринский, Алданский, Олекминский районы.
2. Западный экономический район - Мирнинский, Ленский, Анабарский, а также как источники продовольствия Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский районы.
3. Восточный экономический район - Томпонский, Усть-Майский, Оймяконский районы, а также как источники продовольствия Амгинский, Таттинский, Чурапчинский районы.
4. Центральный экономический район - г. Якутск, Хангаласский, Намский, Горный, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский.
5. Арктический экономический район - остальные не перечисленные выше районы Республики Саха (Якутия).
Южный экономический район имеет наибольшую степень транспортной доступности (железнодорожный, автомобильный, речной транспорт) и поэтому наиболее перспективным является развитие птицеводства и свиноводства на основе завозных кормов (Нерюнгринский и Алданский районы), а также картофелеводства и овощеводства для вывоза в другие экономические районы (Олекминский район). Кроме того, запланировано строительство комплексного многоотраслевого агрогородка на территории Алданского района (п. Якокит) для обеспечения основными видами продовольствия трудовых ресурсов, которые будут задействованы в глубокой переработке полезных ископаемых. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности будет ориентировано прежде всего для переработки сельскохозяйственной продукции Олекминского района.
Расширение территории промышленного освоения Южного экономического района отрицательно повлияет на развитие традиционных отраслей Севера - оленеводства и охотничьего хозяйства. Для обеспечения дальнейшего развития оленеводства в условиях сужения природного ареала необходимо внедрение товарного производства, что подразумевает собой организацию первичной переработки продукции оленеводства в виде сырья для фармакологии и косметологии. Подготовительным этапом к этому является организация специализированных оленеводческих стад (пантовые, донорские и т.д.). Для решения проблем развития охотничьего хозяйства необходимо стимулирование роста популяции промысловых зверей по видам, востребованным на российском и международном рынках.
Западный экономический район сформирован из промышленных районов с очаговым развитием сельского хозяйства (Мирнинский, Ленский, Анабарский) и сельскохозяйственных районов с развитой сетью переработки сельскохозяйственной продукции (Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский), поэтому обязательным условием полноценного развития АПК является дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.
Устранение сезонных разрывов на автодороге федерального значения "Вилюй" решает проблему сбыта скоропортящейся сельскохозяйственной продукции, что позволит осуществить перевод мясного и молочного скотоводства на промышленную основу, повысить уровень механизации картофелеводства и овощеводства, организовать глубокую переработку продукции коневодства. Газификация вилюйской группы районов будет стимулировать техническое перевооружение скотоводства, птицеводства, овощеводства закрытого грунта, пищевой и перерабатывающей промышленности. Строительство сквозной автодороги от Иркутска до Ленска позволит увеличить масштабы развития промышленного птицеводства на основе завозных кормов, представленного в настоящее время только в гг. Мирный и Нюрба.
В целом развитие сельскохозяйственного производства в вилюйской группе улусов получит дополнительный импульс при завершении строительства сети муниципальных автодорог круглогодичного использования.
Кроме того, запланировано строительство комплексного многоотраслевого агрогородка на территории Ленского район (п. Витим) для обеспечения основными видами продовольствия трудовых ресурсов, которые будут задействованы в глубокой переработке полезных ископаемых.
Восточный экономический район также сформирован из промышленных районов (Томпонский, Усть-Майский, Оймяконский районы) и сельскохозяйственных районов (Амгинский, Таттинский, Чурапчинский районы). Продовольственное обеспечение Усть-Майского района привязывается к Амгинскому району, где предстоит строительство круглогодичной автодороги. Продовольственное обеспечение Томпонского и Оймяконского районов привязывается к Таттинскому и Чурапчинскому районам, соединенных между собой автодорогой федерального значения "Колыма".
Наиболее перспективным направлением является развитие молочного скотоводства на основе восстановления кормовых угодий, строительства сети механизированных животноводческих комплексов и реконструкции действующих мощностей по переработке молока. Следующим приоритетным направлением является мясное скотоводство и табунное коневодство на основе восстановления сети механизированных убойных пунктов. Развитие скороспелых отраслей животноводства (птицеводства и свиноводства) будет зависеть от расширения площадей зерновых культур и наращивания мощностей по производству комбикормов. Организация круглогодичного хранения и перевозки продукции растениеводства будет стимулировать расширение площадей картофеля и овощей.
В целом развитие сельскохозяйственного производства в Амгинском, Таттинском и Чурапчинском районах получит дополнительный импульс при завершении строительства сети муниципальных автодорог круглогодичного использования.
Расширение территории промышленного освоения Томпонского, Усть-Майского и Оймяконского районов отрицательно повлияет на развитие традиционных отраслей Севера - оленеводства и охотничьего хозяйства.
Центральный экономический район характеризуется наибольшей плотностью населения в республике (г. Якутск), что предопределяет благоприятные условия для сбыта продукции крупных сельскохозяйственных районов республики (Хангаласский, Намский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Горный). Прогнозируемое увеличение количества трудоспособного населения в зоне строительства железной дороги с мостом через р. Лена обеспечит рост потребности в продовольствии местного производства. Поэтому данный экономический район имеет инвестиционную привлекательность в создании интегрированных структур по производству, переработке и сбыте продукции молочного и мясного скотоводства, глубокой переработке продукции табунного коневодства, организации товарного производства и круглогодичного хранения продукции растениеводства.
Наличие промышленной птицефабрики и племенного репродуктора по свиноводству регионального уровня обеспечит организацию на уровне районных центров птицеводческих и свиноводческих хозяйств. Необходимым условием является обеспечение полной загрузки Хаптагайского комбикормового завода в условиях планируемого подведения железной дороги до п. Нижний Бестях.
Дальнейшая газификация Намского, Хангаласского, Мегино-Кангаласского районов будет стимулировать техническое перевооружение скотоводства, птицеводства, овощеводства закрытого грунта, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Арктический экономический район характеризуется транспортной недоступностью и вследствие этого чрезвычайно низкой долей товарного сельскохозяйственного производства. Природно-климатические условия позволяют развивать оленеводство, охотничье хозяйство, рыболовное хозяйство, в таежных зонах - табунное коневодство и скотоводство.
Развитие товарного производства в оленеводстве подразумевает собой организацию первичной переработки продукции оленеводства в виде сырья для фармакологии и косметологии. Подготовительным этапом к этому является организация специализированных оленеводческих стад (пантовые, донорские и т.д.).
Для решения проблем охотничьего хозяйства необходимо стимулирование роста популяции промысловых зверей по видам, востребованным на российском и международном рынках.
Успешное развитие рыболовного хозяйства увязано с организацией хранения и доставки до рынков сбыта, для чего планируется создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по рыболовству на уровне муниципальных районов.
Остальные отрасли сельского хозяйства в Арктическом экономическом районе ориентированы на самообеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей без вывоза за пределы муниципальных районов. Для стимулирования развития товарного производства в животноводстве (табунном коневодстве, скотоводстве, птицеводстве, свиноводстве) и растениеводстве (картофелеводстве и овощеводстве закрытого грунта) необходимо совершенствование механизмов государственной поддержки, в том числе в целях привлечения долгосрочных инвестиций.