Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)на 2010-2011 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


На современном этапе реформа местного самоуправления, проводимая в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" требует от органов государственной власти создания органам местного самоуправления необходимых условий для эффективного исполнения ими своих полномочий. С этой целью необходимо решать вопросы совершенствования правовой и организационной основ местного самоуправления, поскольку местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим устойчивость и демократичный характер всей системы властных институтов.

В Республике Саха (Якутия) накоплен опыт организации местного самоуправления, позволяющий создать условия для его дальнейшего развития и совершенствования. Значительно расширены компетенция и возможности органов местного самоуправления. Однако результативная реализация новых полномочий органами местного самоуправления невозможна без укрепления их кадрового потенциала.

На территории Республики Саха (Якутия) сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующим федеральным законодательством. Республиканскими нормативными правовыми актами урегулированы основные вопросы организации муниципальной службы в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации. Осуществляется постоянный мониторинг федеральной правовой базы по вопросам муниципальной службы. Развитию кадрового потенциала способствуют всеобъемлющее правовое регулирование и оптимальная организация прохождения муниципальной службы, единое информационно-методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, плановое и системное профессиональное развитие муниципальных служащих.

Требуется разработка современного механизма развития муниципальной службы на долговременной основе. В качестве такой основы использован программно-целевой метод и создана Республиканская целевая программа "Развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" на основании результатов изучения информационно-аналитических данных по наличию и потребности в кадрах всех сфер муниципальной службы.

По состоянию на 1 января 2009 года в органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия) замещают муниципальные должности и должности муниципальной службы 3 261 гражданина, в том числе выборные муниципальные должности замещали 472 гражданина, должности муниципальной службы - 2 789 муниципальных служащих.

По состоянию на 1 января 2009 года из общего числа муниципальных служащих высшее образование имеют 68,7% от общего числа муниципальных служащих Республики Саха (Якутия), среднее специальное - 26,5%, среднее общее образование – 4,8%.

Возрастной состав: 33% от общего числа муниципальных служащих имеют возраст от 40 до 50 лет, свыше 50 лет - 23,1%. Имеют стаж муниципальной и гражданской службы свыше 5 лет около 50%.

С 1 января 2006 года, то есть с начала образования муниципальных образований на уровне поселений, по 31 декабря 2008 года профессиональную переподготовку прошли - 510 муниципальный служащий (18,3%), повышение квалификации – 2 373 муниципальных служащих, что составляет 85% от общей численности муниципальных служащих Республики Саха (Якутия).

Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг количественного и качественного состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах. Однако, наряду с технологическим и информационным развитием, совершенствованием системы управления знаниями многое зависит и от человеческого ресурса. Разносторонняя подготовка управленцев, углубленное обучение специалистов, накопление и передача знаний связаны, в первую очередь, с состоянием ротации персонала. Здесь наблюдается определенный разрыв между фактическим и желаемым состояниями функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах.

В соответствии с Федеральным законом N 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Следовательно, повышение квалификации муниципальных служащих также должно осуществляться не реже одного раза в три года, то есть ежегодно на курсах повышения квалификации необходимо обучать порядка 900 муниципальных служащих.

Данные мероприятия должны осуществляться за счет средств местных бюджетов и носить плановый и системный характер.

Однако в настоящее время органы местного самоуправления, указанные положения законодательства не выполняют из-за недостаточности собственных средств.

Развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в первую очередь, входит в компетенцию муниципальных образований. Вместе с тем, с учетом положений статьи 35 Федерального закона N 25-ФЗ, повышение квалификации муниципальных служащих может осуществляться в рамках программ развития муниципальной службы, принимаемых субъектами Российской Федерации и финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальными образованиями должны приниматься муниципальные программы развития муниципальной службы, финансируемые за счет средств местных бюджетов.

Остро стоит проблема соответствия муниципальных служащих квалификационным требованиям, установленным законодательством к замещаемым ими должностям муниципальной службы, в том числе по уровню необходимого профессионального образования.

С учетом современных потребностей и динамичности развития муниципальной службы необходимо сформировать систему профессионального развития муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования и гарантированного финансирования из республиканского бюджета.

В целях урегулирования указанных проблем, существует необходимость дальнейшего развития на территории Республики Саха (Якутия) системы дистанционного обучения и переподготовки муниципальных служащих непосредственно на базе муниципальных образований без отрыва от основного места работы, что в свою очередь позволит существенно сократить затраты. На решение указанных проблем муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) направлены мероприятия данной Программы.

Реализация Программы должна способствовать формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Цель Программы - создание условий, способствующих эффективному функционированию органов местного самоуправления на территории республики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование законодательной базы Республики Саха (Якутия) по вопросам развития муниципальной службы;

- формирование эффективной системы управления муниципальной службой;

- создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы;

- проведение исследований в области муниципального управления.

Программа рассчитана на 2010-2011 годы.

Основные целевые индикаторы (показатели) реализации Республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) на 2010-2011 годы" приведены в приложении 1. Система и перечень исполнителей программных мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) на 2010-2011 годы" приведены в приложениях N 2 и N 3.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов:

В каждом муниципальном районе к 2011 году должны быть приняты программы развития муниципальной службы.