С момента вступления в силу Федерального закона N 53-ФЗ (с 1 июля 2006 года) Республикой Саха (Якутия) в порядке разграничения государственной собственности на землю зарегистрировано право собственности Республики Саха (Якутия) на 4 761 земельный участок. Всего в городе Якутске зарегистрировано 1 390 земельных участков, в улусах (районах) - 3 369 земельных участка, в Московской области - 2 земельных участка. Общая площадь земель, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), составила около 2 859 601,10 га, что составляет 0,93% от общей площади земель на территории Республики Саха (Якутия).
По данным Управления Росрегистрации по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано право собственности муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в 2007 году на 8 235 земельных участков, в 2008 году на 2 393 земельных участков, за 9 месяцев 2009 года 727 земельных участков.
Одним из направлений государственной политики в области земельных отношений является реализация конституционного принципа многообразия форм собственности на землю. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В развитие указанного положения Конституции Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепили основания отнесения земельных участков к той или иной форме собственности (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). В частности, к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К собственности муниципальных поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
б) земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
в) иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Таким образом, возникновение форм публичной собственности зависит, во-первых, от правового режима объекта недвижимости, то есть в какой форме собственности находится объект недвижимости, расположенный на земельном участке, в ту собственность и подлежит отнесение земельного участка (если объект находится в республиканской собственности, то земельный участок, соответственно, относится к собственности республики, а если объект находится в собственности муниципального образования, то соответственно земельный участок относится к собственности муниципального образования).
Во-вторых, за основу берется правовой режим землевладельца (землепользователя), то есть если земельным участком владеет и пользуется государственное предприятие или учреждение республики, то соответственно, он подлежит отнесению в собственность Республики Саха (Якутия).
В-третьих, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. К примеру, согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации.
Однако достижению указанной цели препятствует ряд нерешенных проблем, связанных с неоформленностью землеустроительной, кадастровой документации, документов о правах предприятий и учреждений на земельные участки.
Дело в том, что основным требованием федерального законодательства в области регистрации прав на недвижимое имущество и земельного законодательства (Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона "О землеустройстве", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" и т.д.) является наличие кадастрового паспорта на земельный участок, для получения которого необходимо проведение кадастровых работ, по результатам которых проводится государственный кадастровый учет земельного участка и выдается Выписка из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового паспорта на земельный участок.
То есть, предметом гражданско-правовых отношений могут выступать только земельные участки, имеющие описанные и удостоверенные в установленном порядке границы.
Мероприятия по землеустройству, кадастровому учету, регистрации прав на земельные участки осуществляются на платной основе, кроме того, кадастровые работы являются коммерческой деятельностью, осуществляемой независимыми организациями и предприятиями, на основе заключаемых государственных и муниципальных контрактов.
Одной из основных целей Подпрограммы является содействие в формировании муниципальной собственности на земельные участки. Именно муниципальная собственность является основным источником собственных доходов муниципального образования и необходимой материальной базой для решения вопросов, входящих в полномочия муниципального образования.
В условиях высокой степени дотационности бюджетов улусов и поселений, единственным источником финансирования кадастровых работ на земельных участках, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются средства республиканского бюджета.
Департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в целях оказания органам местного самоуправления методической помощи по вопросам формирования муниципальной земельной собственности, а также в целях определения предварительного объема кадастровых работ и расходов по ним, направил во все муниципальные образования Республики Саха (Якутия) письмом от 31.07.2006 N А4ЕП-530:
1. Модельный проект Программы формирования муниципальной земельной собственности на территории муниципального образования (на примере органа местного самоуправления "Жерский наслег" муниципального района "Хангаласский улус");
2. Расчет сметы по межеванию 1 земельного участка в зависимости от площади, по ОНЗТ-96, гл. 18.1, табл. 114 "Установление границ землепользования" для использования при калькуляции расходов по формированию муниципальной земельной собственности.
В настоящее время часть муниципальных образований Республики Саха (Якутия) разработали Программы формирования муниципальной земельной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
С 2005 года администрации ряда промышленных районов (городские округа "Город Якутск" и "Поселок Жатай", муниципальные районы Нерюнгринский, Мирнинский, Алданский, Томпонский и др.) начали проводить кадастровые работы с целью закрепления земельных участков в муниципальную собственность. В связи с этим указанным муниципальным образованиям сокращены запрашиваемые суммы расходов на кадастровые работы, а городскому округу "Город Якутск" расходы на кадастровые работы не предусмотрены. Городскому округу "Город Якутск", муниципальным районам "Нерюнгринский район" и "Мирнинский район" в целях реализации своих Программ формирования муниципальной земельной собственности необходимо продолжить начатую работу и более активно привлекать внебюджетные средства и средства бюджетов муниципальных образований.
Основная цель Подпрограммы - формирование республиканской собственности на землю и содействие в формировании муниципальной собственности на землю - может быть достигнута только поэтапным планированием и целевым финансированием в виду специфики сферы. Так, кадастровые работы (включают проведение межевания земельного участка, установление и утверждение схемы расположения земельного участка, подготовка документов, необходимых для получения кадастровых паспортов на земельные участки) являются основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. Проведение кадастрового учета и наличие кадастрового паспорта на земельный участок служит основанием для проведения государственной регистрации права.
Не менее важной задачей при разграничении государственной собственности на землю является создание топографических планов на территории населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на основе "свежей" аэрофотосъемки либо космосъемки.
Аэрофотосъемка либо космосъемка территории населенных пунктов Республики Саха (Якутия) с последующим изготовлением на их основе крупномасштабных топографических планов необходима для установления на местности границ землевладений и землепользований, изучения состояния земель и их охраны, упорядочения объектов землеустройства. Указанная работа имеет исключительную важность при упорядочивании адресного хозяйства, установлении, упорядочении и развитии налоговых отношений с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, что позволит увеличить поступление денежных средств от использования земли в бюджеты муниципальных образований и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).