В республике поддержка семьи, материнства и детства признана приоритетным направлением социальной политики. Совершенствуется нормативно-правовая база в области социальной поддержки семьи и детей. Налажена система межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)".
Анализ социальных проблем в республике указывает на наличие негативных факторов и проблем, решение которых требует системного подхода и межведомственного взаимодействия.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводят к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел на 1 января 2009 года состоят 4 389 несовершеннолетних и 2 226 родителей, которые не исполняют обязанностей по воспитанию детей.
Ежегодно в республике выявляется около 1 702 - 1 813 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них только 18,6% являются детьми-сиротами, остальные дети в силу разных причин (ограничение или лишение родительских прав, болезнь родителей или нахождение их в местах лишения свободы, отказ от детей и др.) не имеют возможности воспитываться в родной семье. В 2008 году были лишены родительских прав в отношении 484 детей, в 2009 году - 642 детей.
Отмечается рост заболеваемости среди детского населения. В ранговой структуре общей заболеваемости детей от 0 - 17 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем - болезни нервной системы. Общая заболеваемость детей по сравнению с 2008 годом увеличилась на 8,7%. Наиболее высокие показатели общей заболеваемости детей 0 - 17 лет отмечены в Жиганском, Аллаиховском, Среднеколымском, Оймяконском, Усть-Янском, Усть-Майском, Нерюнгринском районах.
Остается высоким уровень суицидальной активности детского населения: в 2009 году - 50,8 на 100 000 чел. населения, в 2008 году - 48,5, в 2007 году - 48,3.
Несмотря на относительное благополучие по сравнению с другими регионами Российской Федерации, в развитии демографических процессов в республике присутствуют негативные тенденции, для сокращения которых необходимо проведение региональной демографической политики.
Происходит сокращение численности населения. Современный уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения; поколение детей малочисленнее поколения родителей. В целом за 1990 - 2000 г.г. число родившихся в республике снизилось на 8 515 человек или на 39,3%.
Серьезной проблемой демографического развития является достаточно высокий уровень смертности населения. За 2001 - 2009 г.г. число умерших уменьшилось только на 4%, что свидетельствует о нестабильности в данной сфере.
В результате продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 2009 году продолжительность жизни была 66,45 года, в том числе мужчины - 60,87 и женщины - 72,5 лет. В России - соответственно 65,9, 62,77 и 74,67 лет.
В республике остается высокой заболеваемость женщин репродуктивного возраста, усугубляется процесс алкоголизации женщин, их участие в противоправных действиях. Сохраняется высоким уровень безработности среди женщин, в том числе женщин с пониженной конкурентоспособностью: многодетные матери, матери-одиночки, матери с малолетними детьми и детьми-инвалидами.
Несмотря на рост гражданской активности граждан республики, увеличение количества общественных организаций, существуют гендерные проблемы: недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства, наличие устойчивых традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе, несовершенство законодательной базы и отсутствие гендерно ориентированного законодательства, гендерное просвещение населения и т.д.
Мероприятия подпрограммы "Семья" направлены на поддержку новых эффективных форм профилактической работы органов профилактики, общественных формирований, муниципальных учреждений; на улучшение демографической ситуации в республике и положения женщин, гендерное просвещение и укрепление гражданского общества через взаимодействие органов власти и общественных организаций.