Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Поддержание автоматизированных систем бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) в актуальном состоянии


Основная задача для автоматизированных систем бюджетного процесса РС(Я) на 2011-2013гг. - это обеспечение бесперебойной работы по составлению и казначейскому исполнению республиканского бюджета, включая обмен с Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) и обеспечение удаленной работы подключенных получателей средств республиканского бюджета с учетом значительного роста их числа.

Автоматизированные программные модули, входящие в состав АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) должны поддерживаться в актуальном состоянии, должно быть обеспечено своевременное их обновление в соответствии с изменениями Федерального законодательства, в т.ч. Бюджетного кодекса и в связи с Приказами Минфина России и Федерального казначейства России, а также в связи с дальнейшим переходом на "программный формат" республиканского бюджета и изменениями в бюджетной классификации.

В целом можно отметить, что аналитический состав и объемы информационных ресурсов АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) уже в ближайшие годы будут существенно расширяться, усиливается потребность в аналитической обработке оперативной информации и за длительный многолетний период, глубина аналитики расширяется до конкретных бюджетополучателей, включая их бюджетный учет и отчетность, появляется острая потребность в реализации методологии поддержки принятия решений.

В качестве ключевых характеристик АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия), которые в обязательном порядке подлежат поддержанию в актуальном состоянии, можно выделить:

полное соответствие действующему Федеральному и региональному законодательству;

оперативное (в реальном времени) обеспечение всех участников бюджетного процесса бюджетов различного уровня Республики Саха (Якутия) персонифицированной информацией на удаленных рабочих местах во взаимодействии централизованными информационными ресурсами Министерства финансов Республики Саха (Якутия);

прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и иным органам государственной власти в рамках их полномочий, в том числе с применением средств мониторинга их результативности;

непрерывная и полная интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;

взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

Наиболее существенная модернизация АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) ожидается по мере реализации мероприятий данной Программы в части направлений:

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание;

стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности бюджетных расходов;

развитие системы управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок.

При реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов всем участникам бюджетного процесса, а также подведомственным бюджетным учреждениям необходимо обеспечить единство всех аналитических инструментов на базе автоматизированных систем бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) в части управления и оперативного мониторинга ситуации. Развитию в этой части подлежат, прежде всего, основные модули автоматизированной системы "Бюджет-КС", "Проектирование бюджета", "Хранилище-КС" и др.

Помимо мероприятий по автоматизации и мониторингу процессов, запланированных в соответствующих направлениях Программы повышения эффективности бюджетных расходов, целесообразно предусмотреть работы по сохранению целостности бюджетного процесса Республики Саха (Якутия), в условиях внедрения новаций и обеспечению интеграции новых автоматизированных модулей с сохранением единства бюджетной классификации, регламентов работы, правил взаимодействия в рамках работы удаленных рабочих мест главных распорядителей и бюджетополучателей, а также тиражирование практики работы по республиканскому бюджету для местных бюджетов. Необходимо проводить модернизацию уже имеющихся информационных баз по основным инструментам (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов, кассовое исполнение бюджета и др.) сохраняя технологии их взаимоувязки между собой при внедрении обновленной методологии бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов.

Дальнейшее развитие - это взаимоувязка стратегического и бюджетного планирования, проведение мониторинга достижения конечных результатов государственных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг.

Автоматизированные системы бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) потребуют модернизации, связанной с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в том числе связанная с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкций по его применению". Ожидается появление и внедрение в практику работы новых инструкций по ведению бюджетного планов счетов по новым типам учреждений, существенные изменения (существенное расширение или замена) ожидаются в Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 года N 128н о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и целый ряд других изменений. Таким образом, изменения связанные с указанным Федеральным законом N 83-ФЗ затронут всех бюджетополучателей и все основные модули: "Бюджет-КС", "Бюджет-WEB", "СМАРТ-Бюджет", "Свод-WEB", "Проектирование бюджета", "Хранилище-КС" и др.

Продолжаются изменения бюджетной классификации, с введением новой бюджетной классификации в 2011-2013 г., а также при введении новых региональных и местных кодов классификации не должна быть утеряна преемственность данных, объем информации не должен быть сокращен, а, напротив, содержательно расширен и систематизирован, что достигается составлением таблиц соответствия и подключением дополнительных аналитических методик оперативного и долгосрочного анализа информации о бюджетном процессе в рамках модуля "Хранилище-КС" в интеграции с другими модулями и обеспечением единства нормативно-справочной информации и технологических процессов АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) в целом.

Потребуются существенные доработки в связи с развитием системы управления государственными (муниципальными) финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления (кроме операций государственных внебюджетных фондов). Продолжается внедрение в УФК по Республике Саха (Якутия) автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) для кассового обслуживания исполнения бюджета. В условиях проводимых Центральным банком Российской Федерации мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций, Минфином России ставится вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении функции по кассовому обслуживанию бюджетов публично-правовых образований. В 2011- 2012 годах планируется к разработке соответствующая нормативно-правовая база, в том числе законодательная, предназначенная для обеспечения реформирования системы бюджетных платежей в системе Федерального казначейства до 2017 года включительно. Вышеперечисленное окажет существенное влияние и потребует модернизации модулей: "Бюджет-КС", "Бюджет-WEB", "СМАРТ-Бюджет" и др. Обновление модулей также АС требуется при изменении форматов обмена с Национальным банком Республики Саха (Якутия), а это затрагивает платежи по бюджетным и внебюджетным средствам, по счету обеспечения наличными средствами получателей бюджетных средств, по средствам во временное пользование (обеспечение заявок по тендерам).

Электронный бюджет

Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.

В Федеральном законе N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.

Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р, вводит термин "электронный бюджет", как развитую единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами, обеспечивающую достижение ряда качественных характеристик управления государственными (муниципальными) финансами. Среди обозначенных в вышеуказанном документе характеристик, актуальными для АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) являются:

прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных (муниципальных) услуг, в том числе информации в разрезе государственных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;

доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах.

Прочие характеристики электронного бюджета в АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) на сегодняшний день уже достигнуты либо запланированы к реализации в рамках мероприятий на ряду направлений данной Программы.

В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, выделим создание информационных ресурсов и республиканских реестров, содержащих информацию об организациях государственного сектора, государственных (муниципальных) заданиях, оказываемых услугах и деятельности государственных (муниципальных) учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.