Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Рис.7. График выплат по государственному долгу Республики Саха (Якутия), тыс. руб.


В сфере межбюджетных отношений создана практически новая нормативная правовая база. Установлены стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ, утверждены Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Формализованы процедуры предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. Организован мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия):

действуют Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных образований, предоставляющий дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, Республиканский фонд софинансирования расходов и Республиканский фонд компенсаций;

ведется мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

проводится систематическая оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

муниципальным образованиям оказывается методическая помощь по вопросам введения программно-целевых методов.

В сфере информатизации, в настоящее время в Республике Саха (Якутия) реализуется Государственная целевая программа "Электронная Якутия" на период 2009-2011 гг., которая ставит своей основной конечной целью - повьшение качества жизни населения за счет улучшения доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе за счет предоставления государственных услуг в электронном виде. В рамках целевой программы созданы и внедрены информационные системы, обеспечивающие: автоматизацию делопроизводства и процессов контроля исполнения документов в органах государственной власти, ведение электронного документооборота организаций; автоматизацию процедур размещения государственного и муниципального заказа; информационную и интеллектуальную поддержку деятельности Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), а также руководителей государственных учреждений; информационно-аналитическую и инструментальную поддержку принятия решений специалистами и руководством органов власти Республики Саха (Якутия) посредством использования стандартизированных подсистем мониторинга, анализа и прогнозирования; автоматизацию проведения мониторинга трудовых ресурсов для кадрового обеспечения предприятий и организаций, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия); автоматизацию кадрового учета должностных лиц, служащих, резерва кадров, молодых специалистов; мониторинг подвижных объектов; обеспечение деятельности администраций муниципальных образований, ведомственных подразделений и служб; обработку данных космического зондирования); ведение реестра имущества, мониторинг, анализ и прогнозирование состояния объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия); комплексную автоматизацию работы специалистов, занимающихся адресной социальной поддержкой различных слоев населения на региональном и муниципальном уровне.

Несмотря на проведенную работа по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. Проведенный Министерством финансов Российской Федерации анализ сферы управления государственными финансами выявил ряд системных недостатков и нерешенных проблем, характерных для большинства регионов России. С подобными проблемами сталкивается и Республика Саха (Якутия):

сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов;

практически отсутствует увязка стратегического и бюджетного планирования;

продолжает расти бюджетная сеть;

остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий;

отсутствует действенная методика оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе оценка эффективности использования ими финансовых ресурсов;

структура и динамика бюджетных расходов недостаточно увязаны с целями государственной политики.

не завершены процессы внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в общий бюджетный процесс;

отсутствует или недоработан методический и правовой инструментарий для повышения эффективности использования государственного имущества, включая совершенствование управления бюджетными сетями.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Разработанная в Программе система мер позволит на первом этапе перехода к формированию государственного бюджета на "программный формат", создать условия для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, а так же для реализации долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

К числу не решенных в рамках бюджетной реформы проблем на современном этапе также можно отнести:

отсутствие заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов на республиканском и местном уровнях;

недостаточный уровень интеграции программно-целевых методов бюджетирования в текущий бюджетный процесс;

низкий уровень качества оказываемых государственных услуг;

низкая обоснованность планирования финансового обеспечения государственных заданий.

Для создания условий и стимулов к повышению эффективности бюджетных расходов на первый план в современных условиях выходят следующие направления работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия):

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.

2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на "программный формат" формирования государственного бюджета.

3. Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения.

4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание.