Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Рис. 9. Удельный вес общегосударственных вопросов в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2006-2010 годах


Источник: законы Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

Более того, как отмечено в Послании Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), действующий состав правительства имеет оптимальную структуру, обладает достаточной компетенцией и опытом для успешного осуществления своих полномочий.

В контексте настоящей Программы, в целях повышения эффективности бюджетных расходов на первый план выходят вопросы повышения эффективности деятельности внутри министерств и ведомств.

Основная цель для министерств и ведомств в данном контексте - координация деятельности исполнительного органа государственной власти в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.

В качестве ключевых мероприятий можно назвать следующие:

1. Совершенствование организационных аспектов деятельности исполнительного органа государственной власти.

В исполнительных органах государственной власти необходимо проведение анализа распределения функций и полномочий между подразделениями. Система структурных подразделений в органах исполнительной власти во многом является наследием сложившейся за много лет традиции. В то же время, уже сейчас перед исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) встают всё новые и новые задачи, которые распределяются между существующими подразделениями. В результате, нередко складывается ситуация, когда возникают либо дублирующие, либо избыточные функции и полномочия. Такая ситуация в органе власти должна стать предметом пристального внимания руководства ведомства. Кроме того, необходимо провести анализ соответствия действующей внутренней организационной структуры системе целей и задач, установленных в ДРОНД. Именно цели и задачи, поставленные перед органом власти в рамках ДРОНД, должны стать основным вектором деятельности органа власти. Важно организовать работу таким образом, чтобы реализация всех целей и задач была строго распределена между подразделениями с установлением конкретных исполнителей и ответственных лиц. При такой системе будет возможно осуществлять как текущий, так и последующий контроль результативности деятельности конкретного подразделения.

По итогам проведенного анализа распределения функций и полномочий должна быть предусмотрена корректировка положений о структурных подразделениях ведомства и должностных регламентов государственных гражданских служащих. Кроме того, результаты анализа могут обосновать необходимость оптимизации состава и полномочий подразделений исполнительных органов государственной власти, что приведет к сокращению дублирования функций и полномочий, а также оптимизации численности государственных служащих.

Кроме того, важным мероприятием должно стать расширение практики аутсорсинга. Основной задачей данного мероприятия должна стать организация передачи функций органов исполнительной власти, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение государственных заказов на соответствующие услуги. Данное мероприятие должно повлечь за собой сокращение бюджетных расходов. В целях организации планирования и деятельности исполнительных органов государственной власти по формированию перечня функций, передаваемых на аутсорсинг, необходимо разработать соответствующие методические рекомендации.

2. Реализация мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов.

Данный комплекс мероприятий включает в себя весь спектр задач, которые ставятся в настоящей Программе и в других программных документах и решение которых требует ведомственного участия, в том числе:

оптимизация расходных обязательств Республики Саха (Якутия);

внедрение программно-целевых методов государственного управления;

повышение эффективности управления государственным имуществом;

повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ);

оптимизация государственных закупок;

повышение энергетической эффективности;

создание и совершенствование процедур внутреннего контроля;

Указанные мероприятия должны полностью соответствовать ДРОНД и целевым программам, реализуемым в ведомстве. Для целей содействия муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) каждый исполнительный орган государственной власти вправе разработать и утвердить отраслевые рекомендации муниципальным образованиям по повышению эффективности бюджетных расходов.

3. Повышение качества финансового менеджмента.

Одним из важнейших мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов на уровне исполнительного органа государственной власти должно стать повышение качества финансового менеджмента. Все исполнительные органы государственной власти, обладающие полномочиями главных распорядителей бюджетных средств, должны разработать ведомственные планы повышения качества финансового менеджмента. Базовым методическим документом, на который следует ориентироваться, является Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

4. Повышение мотивации государственных гражданских служащих.

Мотивация государственных гражданских служащих к повышению качества работы и, соответственно, повышению эффективности бюджетных расходов является сложной задачей, особенно в условиях ограниченности ресурсов. Вместе с тем, без заинтересованности специалистов исполнительных органов государственной власти невозможно обеспечить высокое качество реализации настоящей Программы. В результате, крайне важным мероприятием становится переход к формированию результативных служебных контрактов с государственными гражданскими служащими. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст.24) в служебном контракте могут быть отражены показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда. Такие показатели создают основу для формирования материальной и нематериальной мотивации, основанной на оценке результативности работы конкретного специалиста.

Кроме того, особое внимание должно быть уделено вопросам повышения квалификации государственных гражданских служащих. Внедрение передовых инструментов и технологий требует от специалистов органов власти постоянного развития базы знаний, исследования внешнего опыта, отслеживания происходящих изменений. Повышение квалификации должно осуществляться не только в рамках официально проводимого обучения аккредитованными учебными заведениями, но и в форме участия в семинарах, конференциях, межрегиональных командировок и т.д.

Также необходимо разработать рычаги по повышению мотивации руководителей органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в отношении предельной численности государственных служащих и сокращения бюджетных расходов на их деятельность.

Анализ результатов реализации указанных мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов должен осуществляться ежегодно в рамках подготовки проекта государственного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

По итогам реализации мероприятий может быть предусмотрено материальное стимулирование исполнительного органа государственной власти, продемонстрировавшего наилучший результат.

Для целей организации деятельности исполнительных органов государственной власти по повышении эффективности бюджетных расходов в рамках Программы предполагается оказание методической помощи в виде: