Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования стало ключевым направлением совершенствования системы государственного управления в России начиная с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (далее - Концепция). Концепция отражала сформировавшееся в Российской Федерации в то время видение современной системы бюджетирования, ориентированной на результат. Концепция предполагала реализацию комплекса мероприятий, направленных на внедрение в бюджетных процесс новых инструментов и механизмов, таких как ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, реестр расходных обязательств и т.д. Ключевой новеллой Концепции стало расширение горизонта планирования, т.е. переход к среднесрочному (трехлетнему) финансовому планирования. Позднее соответствующие нормы нашли свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Также был принят ряд подзаконных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности и т.д.
В Республике Саха (Якутия) внедрение программно-целевых принципов бюджетирования также является одной из приоритетных задач развития государственных финансов.
В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов данная задача указывается как важнейшая мера по повышению эффективности государственных расходов. Построение программно-целевого бюджетирования в Республике Саха (Якутия) предполагает ряд мероприятий, направленных на создание правовых и методических основ современного бюджетирования и на формирование у государственных служащих и специалистов государственных учреждений навыков практического применения новых инструментов и механизмов.
В целом работа по данному направлению в Республике Саха (Якутия) была начата в Программе реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.11.2004 N 548, и в Программе реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1812.2007 N 517.
Указанные программы реформирования принимались в контексте проводимых на федеральном уровне реформ и во многом следовали требованиям Министерства финансов Российской Федерации, предъявляемым в рамках конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов. Как следствие - в программах реформирования были отражены самые актуальные направления совершенствования системы управления общественными финансами, включая вопросы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках указанных Программ реформирования были реализованы первые мероприятия по формированию правовых основ для внедрения среднесрочных ведомственных целевых программ. Было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 398 "О мерах по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату". Кроме того, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 г. N 263 были утверждены Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ и Порядок учета планируемых результатов при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год. Пилотные ведомственные целевые программы были разработаны еще в 2006 году, вместе с тем, практика применения данного инструмента в настоящее время представляется недостаточной. В 2010 году в Республике Саха (Якутия) действует 11 ведомственных целевых программ, общий объем финансирования которых на 2010 год составляет не более 1% расходов государственного бюджета (табл. 1).