География региональной телекоммуникационной сети существенно расширена, внедрены и стали рабочей практикой новые информационные технологии: доступ к централизованным базам данных в режиме on-line, видеоконференцсвязь, дистанционное обучение и другие.
За указанный период осуществлено строительство 37 малых земных станций спутниковой связи в отдалённых поселениях, развёрнуты беспроводные сети широкополосного доступа к магистральным спутниковым каналам в 32 районных центрах республики. Цифровые каналы связи, по которым предоставляются интегрированные услуги передачи данных, голоса и видео, доведены до рабочих мест получателей средств республиканского бюджета, органов местного самоуправления на обширной территории республики. Участники бюджетного процесса, подключённые к региональной телекоммуникационной сети, исполняют свои бюджетные полномочия в части проектирования, составления и исполнения бюджета в удалённом режиме по защищённым каналам с использованием электронно-цифровой подписи и средств телекоммуникаций.
Созданная сеть широко используется её участниками для осуществления информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, главных распорядителей бюджетных средств с их подведомственными учреждениями, министерств и ведомств - с их территориальными подразделениями. На базе спутниковых каналов создана также Региональная сеть телемедицины.
Кратное увеличение числа пользователей в сети, внедрение новых приложений, растущая потребность в информационном обмене требуют увеличения пропускной способности магистральных спутниковых каналов.
Между тем, с 2007 года не производилось увеличение арендуемого частотно-энергетического ресурса на космическом аппарате (КА) "Экспресс-АМ3". В настоящее время проблема становится критической и вскоре может повлиять на качество исполнения бюджетного процесса в удалённом режиме.
Региональная телекоммуникационная сеть (ИТКС), обеспечивающая непрерывный бюджетный процесс, в настоящее время, с учетом новых требований к осуществлению бюджетного процесса, с ростом числа пользователей и количества приложений требует модернизации. Модернизация требуется также в связи с необходимостью подключения пользователей в труднодоступных поселениях. Создание инфраструктуры доступа в отдалённых, труднодоступных и малочисленных поселениях на территории Республики Саха (Якутия) является государственной задачей.
Закон Республики Саха (Якутия) "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)" от 04 октября 2002 года 47-З N 429-II (в ред. Закона РС(Я) от 09.10.2008 597-З N 85-IV) определяет 191 административную единицу (наслеги и городские поселения, осуществляющие бюджетный процесс) как труднодоступные/отдалённые.
Критериями труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия) признаются отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения, водного сообщения, наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта и отсутствие оборудованных посадочных площадок для авиационного транспорта, а также значительная отдаленность местности от улусного (районного) центра.
Из указанных 191 труднодоступной административной единицы в 30-ти инфраструктура региональной телекоммуникационной сети присутствует, и органы местного самоуправления имеют подключение к ИТКС. В оставшихся 161 поселениях не предоставляются услуги связи надлежащего качества для исполнения бюджетного процесса в удалённом режиме. Альтернативы спутниковой связи в этих поселениях нет.
К ожидаемым результатам можно отнести следующее:
1. Применение системы поддержки принятия решений в государственном секторе обеспечит эффективное управление государственными (муниципальными) финансами.
2. Прозрачность и подотчётность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления будет обеспечена за счёт доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах. Вследствие чего будут созданы механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований.
3. Функционирование единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет) повысит оперативность и качество обслуживания финансовыми органами других участников бюджетного процесса, уменьшит трудозатраты на подготовку документов и повысит их качество.
Для включения в единую автоматизированную систему бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) органов местного самоуправления поселенческого уровня требуется расширить сеть спутниковой связи и установить в труднодоступных муниципальных образованиях абонентское оборудование спутниковой связи.
Расширение сети спутниковой связи потребует проведения мероприятий по существенному увеличению арендуемого спутникового частотно-энергетического ресурса, развитию центральной земной станции, монтажу дополнительных компонентов, резервированию основных модулей. В связи с тем, что органы местного самоуправления в поселениях осуществляют бюджетные полномочия путём удалённого доступа к централизованной базе данных "Бюджет-КС" по местному бюджету, размещённой на сервере управления Министерства финансов РС (Я) в районном центре, требуется изменение топологии сети спутниковой связи со "звезда" на "вложенная звезда" ("мультизвезда"). Центром "большой" звезды будет являться центральная земная станция в г.Якутске, центры "малых" звезд - малые земные станции в районных центрах, оснащённые шлюзами N etEdge, каждая из которых работает на несколько абонентских станций, размещённых в труднодоступных поселениях. Клиентский трафик локализован в "малых" звездах, в "большой" звезде - трафик управления.
Топология "мультизвезда" обеспечивает:
1) увеличение скорости передачи, так как клиентский трафик обеспечивается в один спутниковый скачок;
2) экономию при использовании спутникового ресурса (до 30%).
Цифровые каналы спутниковой связи, доведённые до муниципальных образований поселенческого уровня, позволят наладить систему электронного обмена платежными документами и иными подтверждающими платеж документами в автоматизированной системе казначейского исполнения муниципальных бюджетов.
Включение публично-правовых муниципальных образований в единую интегрированную информационно-телекоммуникационную систему участников бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) позволит перейти к технологиям электронного (открытого) бюджета, которые повысят доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований и качество управления государственными (муниципальными) финансами.