Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов


В Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации названо необходимым условием решения задач Программы. Очевидно, что это утверждение справедливо и для решения задач настоящей Программы.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики на региональном уровне позволяет создать предпосылки для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии. Все это напрямую влияет на достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и страны в целом - роста уровня и качества жизни населения.

Республика Саха (Якутия) стоит перед проблемой совершенствования своей бюджетной политики, которая должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития Республики. При этом ранее определенные стратегические задачи должны быть безусловно выполнены. Это обстоятельство требует значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В первую очередь, в целях роста уровня и качества жизни населения необходимо повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых отраслях. Затем, в целях сохранения экономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы, необходимо осуществить последовательное снижение дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Это позволит накопить резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Снижение дефицита должно сопровождаться жесткой экономией бюджетных средств и оптимизацией бюджетных расходов на всех уровнях: и на республиканском уровне, и на муниципальном уровне.

В Республике Саха (Якутия) уже организована работа по оптимизации бюджетных расходов. Эта работа должна быть продолжена на основе существующих приоритетов. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Важной задачей является обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств. Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию экономики Республики Саха (Якутия) и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности. Следует учитывать, что в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Налоговая политика должны быть направлена на поддержание инвестиционной активности в экономике, стимулирование повышения энергоэффективности производства и создание условий для развития научно-технической и инновационной деятельности.

В условиях снижения налоговых доходов бюджетов важное значение приобретает деятельность, направленная на повышение неналоговых доходов, в первую очередь - доходов от использования недвижимости, находящейся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и в муниципальной собственности.

Совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов, необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие Республики Саха (Якутия) в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться иными структурами.

Необходимо ввести среднесрочные гарантированные "потолки" бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем, чтобы отвечающие за них министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

Не должны приниматься и реализовываться меры, которые, решая краткосрочные проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов. Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средствДля решения задачи обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов необходимо организовать работу по следующим направлениям.

1. Повышение финансовой гибкости бюджетов.

Повышение финансовой гибкости бюджетов достигается путем:

постепенного снижения дефицита бюджета и формирования в перспективе профицитного бюджета;

формированием расходуемых на понятной и прозрачной для общественного контроля основе резервных фондов;

снижением концентрированного характера налоговой базы;

снижением объема государственного (муниципального) долга и расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;

обеспечением доступа к финансовым рынкам;

взвешенными мерами по снижению рисков рефинансирования государственного (муниципального) долга, удлинением графика его погашения, предотвращение концентрации краткосрочных долговых выплат;

улучшением качества управления государственными (муниципальными) финансами в целом.

2. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности.

Сокращения и реструктуризации кредиторской задолженности возможно достичь в результате осуществления в период действия настоящей Программы ряда последовательных шагов по урегулированию или погашению существующей задолженности и по выработке комплекса мер, позволяющих предотвратить образование просроченной кредиторской задолженности и по поддержанию текущей кредиторской задолженности на минимально возможном уровне:

инвентаризация всей просроченной кредиторской задолженности;

выявление необоснованной задолженности и задолженности, которая может быть оспорена в суде;

регистрация обязательств;

погашение или урегулирование обязательств;