Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Рис 10. Направления стимулирования муниципальных образований к организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов



1. Оказание методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления.

Такая помощь может быть оказана по самым различным вопросам, в том числе, в разработке критериев эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов. Не смотря на то, что каждое муниципальное образование является самостоятельным в своей деятельности публично-правовым образованием, наличие близких по содержанию критериев позволит осуществлять сравнение деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований, что, в свою очередь, позволит более объективно оценивать их деятельность как внешними субъектами межбюджетных отношений, так и ими самими.

Методологическая и консультационная помощь может оказываться по вопросам, связанным с внедрением механизмов формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий. Это направление помощи окажет существенное воздействие на эффективность расходования средств, полученных муниципальными образованиями из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), особенно с учетом осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов большого количества переданных отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия).

С высокой долей вероятности можно предположить, что муниципальным образованиям понадобится существенная по объемам помощь в организации новых форм предоставления муниципальных услуг, в первую очередь направленная на содействие в реализации на муниципальном уровне в полном объеме положений Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Помощь необходима муниципальным образованиям также в реформировании системы муниципального финансового контроля, как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов. Наиболее действенной эта помощь окажется в том случае, если она будет коррелироваться с работой органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по совершенствованию отдельных элементов системы государственного финансового контроля, осуществляемой в рамках реализации настоящей Программы.

Учитывая рекомендации Правительства Российской Федерации, муниципальные образования Республики Саха (Якутия) будут формировать и реализовывать муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов, что также может стать одним из направлений консультационной и методологической помощи со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

При этом, оказание такой помощи может осуществляться как непосредственно сотрудниками органов государственной власти Республики Саха (Якутия), так и путем привлечения консалтинговых организаций.

Важной составляющей работы по повышению эффективности бюджетных расходов, осуществляемых из местных бюджетов, может и должно стать внедрение программно-целевых методов организации деятельности органов местного самоуправления. По объективным причинам, в основу консультационной и методической помощи по данному направлению должен стать опыт проведения аналогичных преобразований на республиканском уровне.

Такой же подход может быть реализован и в отношении помощи муниципальным образованиям в организации работы по оптимизации функций муниципального управления и повышения эффективности их обеспечения.

2. Предоставление субсидий на разработку и реализацию программ повышения эффективности расходов местных бюджетов или отдельных мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов.

За основу может быть взят опыт Министерства финансов Республики Саха (Якутия), приобретенный в рамках участия в конкурсе на право получения субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов.

В рамках этой работы необходимо определить критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий. Такими критериями могут быть как результаты формализованной оценки программ повышения эффективности расходов местных бюджетов, разработанных муниципальными образованиями, так и результаты мониторинга качества управления муниципальными финансами. Конкретные критерии должны быть определены исходя из минимизации расходов на проведение конкурсного отбора на право получения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), прозрачности процедур отбора, сжатых сроков проведения отбора и необходимости концентрации усилий на наиболее эффективных направлениях улучшения качества управления муниципальными финансами.

Разработка механизма предоставления субсидий и контроля за их использованием является важным этапом работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по стимулированию органов местного самоуправления к повышению эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо найти оптимальное соотношение между количеством и сложностью процедур предоставления субсидий и контроля за их использованием и предоставлением максимально возможной самостоятельности муниципальных образований в формировании и реализации своих программ повышения эффективности расходов местных бюджетов.

С одной стороны, муниципальные образования не должны быть поставлены в жесткие рамки, когда определяющим будет то, насколько программа конкретного муниципального образования соответствует набору мероприятий, рекомендованных организатором конкурсного отбора. С другой стороны, максимальную поддержку должны получить муниципальные образования, подготовившие наиболее проработанные и жизнеспособные программы, оценившие возможные риски при их реализации и имеющие возможность достичь запланированных результатов несколькими возможными путями.

Представляется целесообразным создать систему мониторинга реализации программ повышения эффективности расходов местных бюджетов, причем не только на период действия программ, но и в какие-то разумные сроки по окончании их реализации. Организация такого мониторинга позволит на стадии реализации программ оперативно оказывать воздействие на деятельность органов местного самоуправления посредством, например, оказания дополнительной консультационной и методологической помощи. Осуществление мониторинга после окончания реализации программ позволит оценить как эффективность самих программ, так и добросовестность действий органов местного самоуправления при применении механизмов, разработанных и внедренных в ходе реализации программ. По результатам мониторинга могут быть приняты решения, в том числе, и о возврате части субсидий в случае выявления недобросовестного поведения органов местного самоуправления.

3. Отдельной стимулирующей мерой должна стать организация мониторинга эффективности расходов местных бюджетов. Поскольку эффективность - это понятие относительное, ее оценка применительно к конкретному муниципальному образованию возможна только в сравнении с результатами деятельности органов местного самоуправления других муниципальных образований, причем имеющих однотипную структуру расходов местного бюджета. Таким образом, показатели мониторинга будут различными для различных типов муниципальных образований. Поэтому целесообразно на республиканском уровне построить систему мониторинга эффективности бюджетных расходов муниципальных районов и городских округов, а мониторинг применительно к поселениям рекомендуется организовать в каждом муниципальном районе при методологической и консультационной помощи со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Стимулирующая роль мониторинга эффективности расходов местных бюджетов невозможна без разработки системы учета результатов мониторинга. Среди решений, принимаемых по результатам мониторинга могут быть решения о поощрении как муниципальных образований, так и отдельных должностных лиц органов местного самоуправления в рамках правовых возможностей органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Это может быть пропаганда на республиканском уровне достижений муниципальных образований, достигших наилучших результатов. Это может быть поощрение дополнительными межбюджетными трансфертами из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставляемыми в качестве софинансирования муниципальных целевых программ. К муниципальным образованиям, имеющим наименьшие успехи в повышении эффективности расходов местных бюджетов, могут быть приняты разрешенные федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) меры воздействия. Информация о принятых решениях как поощрительной, так и противоположной направленности, должна быть доведена до сведения широкой общественности.

4. Внедрение программно-методических решений в муниципальных образованиях Республики, позволяющих централизовать информацию о исполнении бюджетов, налогооблагаемой базе по местным налогам, муниципальной собственности.

Стимулирующая роль данного направления заключается в предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а в последующем, в случае технической возможности, и органам местного самоуправления поселений, дополнительных информационных ресурсов для принятия управленческих решений по вопросам бюджетного планирования, управления доходной базой и муниципальным имуществом.

В рамках данного направления необходима реализация мероприятий, связанных с дальнейшей автоматизацией бюджетного процесса, формированием и ведением баз данных по всем объектам учета, влияющим как на величину доходов местных бюджетов, так и на повышение эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов.

5. Обеспечение контроля за эффективностью использования муниципальной собственности и государственной собственности Республики Саха (Якутия), переданной муниципальным образованиям для реализации переданных отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия).

В рамках данного направления потребуется определение принципов, разработка методологии и организационных аспектов контроля со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с учетом различий в правовом статусе объектов контроля и вытекающих из этого различий в полномочиях республиканских органов власти в отношении контроля за использованием этих объектов.

Работы по данному направлению потребуют также совершенствование процедур учета объектов государственного и муниципального имущества, выработку единых критериев эффективности использования имущества, выработку механизмов оперативного принятия и реализации управленческих решений по результатам контроля, системы мер воздействия на должностных лиц, допускающих случаи неэффективного использования государственной и муниципальной собственности.

6. Разработка механизма расчета и распределения межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных поселений. Делегированное полномочие органам местного самоуправления районов не стимулирует муниципальные районы в формировании бездотационного бюджета. Поскольку межбюджетные трансферты, полученные ими для поселений, увеличивают долю межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов районов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) без учета поступления налоговых и неналоговых доходов (за исключением налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений). При этом планируется внести изменения в схему финансирования межбюджетных трансфертов.

Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений будет предложено производить в зависимости от статуса поселений (городские, сельские) по аналогии с Методикой распределения финансовой помощи муниципальным районам и городским округам. Разделение действующей методики расчета дотации для поселений на две части связано с наибольшей концентрацией населения в городских поселениях и сравнительно низкой численностью жителей в сельских поселениях. При этом разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности между наименее обеспеченными городскими и сельскими поселениями достигает 10 раз, т.е. городское поселение в любом случае наиболее обеспечено доходами, чем сельское поселение. При этом в общих объемах расходов городского поселения удельный вес расходов на оплату труда с начислениями и коммунальные услуги занимают от 30% (в промышленной зоне) до 60% (в арктической зоне), оставшуюся часть занимают материальные затраты. Данное соотношение в сельских же поселениях имеет обратную тенденцию - доля расходов на оплату труда с начислениями и коммунальные услуги занимает от 60% до 80%. В связи с чем, назрела необходимость разделения методики распределения дотации на выравнивание отдельно для сельских и отдельно для городских поселений.

При переходе на распределение и предоставление межбюджетных трансфертов из государственного бюджета напрямую бюджетам муниципальных поселений, минуя районы (в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации), будет предусмотрено право предоставления бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных поселений, что положительно скажется на финансовом обеспечении расходных обязательств органов местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и отсутствии роста кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.