В настоящее время в Республике Саха (Якутия) сформированы основы современной системы управления государственными (муниципальными финансами) на базе информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления. Однако современное развитие в отношении общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству деятельности всех участников бюджетного процесса республики. Учитывая территориальные масштабы, сложные климатические условия и значительную удаленность участников бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) друг от друга развитие современной информационной среды и развитие технологий управления бюджетным процессом являются одними из приоритетных задач, от качества выполнения которых зависит результат мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов РС(Я) в ближайшей перспективе. Указанные задачи являются определяющими в создании необходимых условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти РС(Я) и органов местного самоуправления по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и повышения их качества.
Главной целью развития информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом в Республике Саха (Якутия) являются обеспечение комплексной автоматизации бюджетного процесса и предоставление доступа к автоматизированным системам по составлению, исполнению и проектированию республиканского и местных бюджетов Республики Саха (Якутия) по учету бюджетных и внебюджетных средств всем участникам бюджетного процесса. Данную цель возможно достичь путем консолидации усилий Правительства Республики Саха (Якутия) и всех участников бюджетного процесса в данном направлении.
В настоящее время создана, функционирует и активно развивается республиканская территориально-распределенная информационная система, предназначенная для обеспечения потребностей участников бюджетного процесса (автоматизированная система исполнения, кассового обслуживания бюджета, проектирования и управления бюджетным процессом Республики Саха (Якутия), далее "АС бюджетного процесса РС(Я)"), которая на сегодняшний день обеспечивает:
надёжное функционирование информационных систем с целью организации коллективной и распределённой обработки данных о составлении, исполнении и проектировании бюджета с обеспечением гарантированной безопасности данных и защиты информации от несанкционированного доступа;
взаимосвязь единой информационной, телекоммуникационной системы Министерства финансов Республики Саха (Якутия) с расчётной сетью учреждений Национального банка Республики Саха (Якутия);
эффективное информационное взаимодействие Министерства финансов Республики Саха (Якутия) со смежными ведомственными и межведомственными автоматизированными информационными системами исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Автоматизированы процессы проектирования и исполнения республиканского бюджета в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) с помощью комплекса (модуля АС) "Бюджет-КС", входящего в состав АС бюджетного процесса РС(Я). С применением "Бюджет-КС" автоматизированы процессы проектирования и исполнения муниципальных бюджетов. Подключены к единой АС бюджетного процесса РС(Я) через удаленные рабочие места 54 главных распорядителя и 342 получателя республиканского бюджета в улусах и 224 в г. Якутске с обеспечением юридически значимого электронного взаимодействия с использованием средств криптозащиты и электронно-цифровой подписи. Связь осуществляется через технологическую сеть спутниковой связи МФ РС (Я) или через Интернет. Для обеспечения удаленной работы используются модули "Бюджет-WEB" (для устойчивых каналов связи) и "Смарт-Бюджет" (для неустойчивых каналов связи).
В АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) автоматизирован процесс формирования реестра расходных обязательств и проекта бюджета Республики Саха (Якутия), многомерный анализ плановых и фактических сумм, обеспечивается консолидация информации по планируемым доходам улусов Республики Саха (Якутия).
Автоматизирован процесс формирования, подготовки, сбора и консолидации бюджетной отчетности об исполнении консолидированного республиканского бюджета и бюджетов улусов. Связь осуществляется через технологическую сеть спутниковой связи Министерства финансов Республики Саха (Якутия) или через Интернет. Для обеспечения удаленной работы используется модуль "Свод-WEB".
Автоматизирован процесс учета результатов проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств органами финансового контроля по исполнению республиканского бюджета с последующим формированием отчетности по ним в рамках модуля "Финансовый контроль" единой автоматизированной системы. Автоматизирован процесс учета поступлений неналоговых доходов и информационное взаимодействие с УФК по РС(Я) в электронном виде в рамках модуля "Администратор-Д" единой автоматизированной системы.
В 2010 году запущен в работу модуль "Мобильный центр управления бюджетом", применяемый для оперативного анализ хода исполнения бюджета в режиме реального времени по доходам, расходам и источникам покрытия дефицита бюджета.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 года статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в рамках внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществлена модернизация автоматизированной системы проектирования бюджета в части учета государственных (муниципальных) заданий на "пилотной" группе улусов:
Табл.4
N | Наименование подведомственных учреждений Министерства финансов РС(Я) (ФКУ) | Населенный пункт |
1 | Нюрбинский | г.Нюрба |
2 | Ленский | г.Ленск |
3 | Мирнинский | г.Мирный |
4 | Олекминский | г.Олекминск |
5 | Намский | с.Намцы |
6 | Сунтарский | с.Сунтар |
7 | Усть-Майский | п.Усть-Мая |
С 2006 года Министерством финансов Республики Саха (Якутия) реализован качественно новый принцип расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а именно - осуществление всех бюджетных расходов с единого счета Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, при сохранении полномочий по ведению лицевых счетов республиканских учреждений и осуществлению текущего контроля за целевым и обоснованным расходованием ими средств республиканского бюджета за финансово-казначейскими управлениями.
Для казначейской системы реализован комплексный интернет-проект по организации удаленных рабочих мест АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) и формированию связанного защищенного электронного документооборота. Благодаря применяемым технологиям существенно повышены качество и оперативность обслуживания клиентов, ускорено проведения платежей и построена система обеспечения клиентов оперативной информацией.
Технология защищенного электронного документооборота расширяет рамки операционного дня, поскольку ввод и отправка в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) платежных документов возможен как в течение рабочего дня, так и во внерабочее время. Бюджетные учреждения в течение рабочего дня получает информацию о принятии платежного документа либо о причинах его возврата и имеет право повторной отправки платежа после исправления ошибок и неточностей, владеет оперативной информацией об остатках кассового плана, ЛБО, об их изменениях.
Удаленные получатели бюджетных средств республиканского бюджета (далее - республиканские учреждения) подключались к АС Министерства финансов Республики Саха (Якутия) с учетом обеспечения юридически значимого электронного документооборота Министерства финансов Республики Саха (Якутия) с использованием средств криптозащиты VipN et, электронно-цифровых подписей и, таким образом, освобождались от необходимости представления платежных и иных документов на бумажных носителях в соответствующее финансово-казначейское управление. Открыв лицевой счёт, республиканское учреждение удаленно отправляет платежные и иные подтверждающие платеж документы в электронной форме непосредственно в обслуживающий орган - в Департамент республиканского казначейства со своего рабочего места.
Всего на 1 сентября 2009 года согласно Сводному реестру бюджетополучателей в органах республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обслуживались 577 учреждений. На конец 2010 года все республиканские учреждения (бюджетополучатели), находящиеся в улусах, подключены удаленно работают в АС бюджетного процесса РС(Я) и в настоящее время обслуживание лицевых счетов указанных учреждений осуществляется Министерством финансов в АС бюджетного процесса РС(Я) в режиме удаленных рабочих мест участников бюджетного процесса.
Организованы удаленные рабочие места АС бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) Министерства финансов Республики Саха (Якутия) для главных распорядителей средств республиканского бюджета, в том числе имеющих подведомственную сеть в районах (улусах) Республики. Таким образом, главные распорядители обладают полной информацией о состоянии лицевого счета каждого подведомственного учреждения, то есть обо всех принятых и проведенных расходах в режиме реального времени, что дает возможность проводить анализ и своевременно принимать необходимые меры и оперативно управлять процессом исполнения республиканского бюджета в рамках их бюджетных полномочий.
В настоящее время работа распределенной автоматизированной системы бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) обеспечивается региональной информационно-телекоммуникационной системой (далее - ИТКС), построенной на базе Технологической сети спутниковой связи Министерства финансов Республики Саха (Якутия). В конце 2010 года на базе некоммерческого партнерства "РТКС" было создано государственное бюджетное учреждение "Центр информатизации бюджетного процесса МФ РС(Я)", курирующего работу сети, ее бесперебойное функционирование и обеспечивающее ее работу для всех участников бюджетного процесса. Осуществление строительства сети спутниковой связи Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в 2005 году и доведение выделенных цифровых каналов до автоматизированных рабочих мест всех финансово-казначейских управлений явились необходимым условием построения юридически значимого электронного документооборота с использованием телекоммуникационных технологий.