Доходы | Доходы бюджета, всего | Расходы бюджета, всего | Безвозмездные перечисления (справочно) | |
2007 | Первоначальный план | 47 954 195 | 51 421 359 | 19 769 234 |
Окончательный план | 54 951 995 | 57 469 150 | 22 585 032 | |
Факт | 55 901 332 | 56 833 879 | 22 792 040 | |
Изменение окончатель-ного плана по сравнению с первоначальным | 115% | 112% | 114% | |
Соотношение факта и первоначального плана | 117% | 111% | 115% | |
2008 | Первоначальный план | 59 638 787 | 65 270 449 | 27 818 298 |
Окончательный план | 70 409 820 | 75 982 988 | 32 086 269 | |
Факт | 71 141 124 | 74 948 406 | 32 337 790 | |
Изменение окончатель-ного плана по сравнению с первоначальным | 118% | 116% | 115% | |
Соотношение факта и первоначального плана | 119% | 115% | 116% | |
2009 | Первоначальный план | 80 269 367 | 79 142 867 | 40 098 367 |
Окончательный план | 81 848 580 | 83 282 894 | 45 523 269 | |
Факт | 83 524 774 | 81 816 932 | 47 699 637 | |
Изменение окончатель-ного плана по сравнению с первоначальным | 102% | 105% | 114% | |
Соотношение факта и первоначального плана | 104% | 103% | 119% | |
2010 | Первоначальный план | 76 734 195 | 81 504 653 | 42 434 806 |
Окончательный план | 81 007 579 | 88 880 046 | 45 358 374 | |
Факт | 89 365 000 | 93 927000 | 48 011000 | |
Изменение окончатель-ного плана по сравнению с первоначальным | 106% | 109% | 107% |
Соотношение плановых и фактических показателей государственного бюджета свидетельствует о постепенном улучшении качества финансового планирования. Если в 2006 году отклонения составляли более 15%, то в 2009-2010 годах аналогичные показатели не превышают 10%, а в ряде случаев составляют всего 2%. Такая положительная динамика создает реальные предпосылки для перехода к формированию государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период. Настоящая Программа нацелена на разработку методических и прикладных основ качественного формирования среднесрочного бюджета.
Общая схема социально-экономического планирования Республике Саха (Якутия) регулируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.07.2003 N 475 "О системе планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)". Данная система имеет три уровня планирования: долгосрочное (5-15 лет), среднесрочное (3-5 лет) и краткосрочное (1-3 года) и предполагает формирование значительного количества стратегических документов, в особенности на стадии среднесрочного и краткосрочного планирования.
В рамках Программ реформирования получила существенное развитие территориально-распределенная информационная система, предназначенная для обеспечения потребностей участников бюджетного процесса (автоматизированная система проектирования и управления государственными финансами Республики Саха (Якутия)). Созданы централизованные информационные ресурсы по инструментам бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе подготовлены и введены в действие аналитическая подсистема проектирования доходов и планирования расходов республиканского бюджета РС(Я), централизованная подсистема подготовки и формирования реестров расходных обязательств. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение указанных информационных ресурсов Республики Саха (Якутия), является Министерство финансов Республики Саха (Якутия), которое в том числе обеспечивает проведение единой политики и методологии учета. Участниками (пользователями) распределенных информационных систем являются главные распорядители средств бюджета Республики Саха (Якутия).
Все указанные выше шаги свидетельствуют о постепенном продвижении Республики Саха (Якутия) по пути внедрения программно-целевого бюджетирования. Более того, в 2010 году в Послании Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечено, что благодаря применению программно-целевого метода государственного управления за минувшие годы удалось достичь улучшения показателей социально-экономического развития республики. Вместе с тем, впереди еще большой объем работ, на координацию реализации которых и направлена настоящая Программа.
Настоящая Программа нацелена на формирование комплексного подхода к проводимым реформам, нацеленным на повышение эффективности бюджетных расходов, с учетом последних изменений федерального законодательства. Такие изменения предполагают выстраивание четкой последовательности мероприятий по правовому, методическому и практическому обеспечению нововведений.
К 2010 году, учитывая предыдущий опыт, на федеральном и региональном уровне сложилось понимание, что должно стать важнейшими характеристиками новой системы бюджетирования:
максимизация доли расходов бюджета, осуществляемых программно-целевым методом с постепенным переходом к практике формирования "программного бюджета";
внедрение системы оценки результативности и эффективности всех расходов бюджета (в рамках реализуемых программ);
четкие и прозрачные правила принятия новых расходных обязательств.
Для приведения действующей бюджетной системы в соответствие указанным выше характеристикам в Республике Саха (Якутия) планируется реализовать следующие мероприятия.
Построение комплексной системы финансового планирования.
Цель данной группы мероприятий - сформировать систему среднесрочного программно-целевого планирования, ориентированного на достижение поставленных целей социально-экономического развития.
Ключевая задача - обеспечить методологическую взаимосвязь между долгосрочными целями социально-экономического развития и бюджетно-финансовым планированием в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с поставленными целями общая схема среднесрочного программно-целевого планирования в Республике Саха (Якутия) предполагается следующая (см. рис.8).