1.Создание правовых, социально-экономических и финансовых условий для формирования инфраструктуры муниципальных районов и поселений;
2.Совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления, приведение нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) о муниципальных институтах в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3.Создание муниципальных образований в поселениях, завершение формирования системы местного самоуправления в муниципальных районах и поселениях;
4.Законодательное установление статуса и границ муниципальных районов. Выработка подходов к определению границ территорий вновь образуемых муниципальных образований в наслегах, городах, посёлках, законодательное установление их границ и наделение муниципальных образований соответствующим статусом городских и сельских поселений;
5. Решение вопросов порядка формирования органов местного самоуправления во вновь образуемых муниципальных образованиях, назначение и проведение выборов в них;
6.Формирование социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований, разграничение предметов местного значения, муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов;
7.Установление эффективной системы межбюджетных отношений, адаптированной к изменениям федерального законодательства и основанной на соблюдении баланса интересов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений.
8.Обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном объёме.
Принципы и подходы к решению задач муниципальной реформы:
Принципы муниципальной реформы
1.Всемерное соблюдение конституционных прав и свобод человека, максимальное приближение местных органов публичной власти к населению;
2. Выборность представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.
3.Разделение территории республики между муниципальными образованиями трёх типов: муниципальные районы, городские округа и поселения;
4.Обеспечение соответствия границ территорий муниципальных образований границам существующих административно-территориальных единиц, сохранение при муниципализации поселений территорий традиционного наслежного самоуправления;
Муниципальное устройство Республики Саха (Якутия):
В Республике Саха (Якутия) в границах улусов (районов), города республиканского значения Якутска действуют муниципальные образования, наделяемые законом Республики Саха (Якутия) статусом муниципального района, городского округа.
В наслегах, посёлках, городах Республики Саха (Якутия) создаются муниципальные образования. Границы создаваемых муниципальных образований устанавливаются в соответствии с границами административно-территориальных единиц: наслегов, посёлков, городов.
На территориях с низкой плотностью населения и в отдалённых и труднодоступных местностях могут быть образованы сельские, городские поселения с численностью населения менее 1000 человек.
Муниципальные образования в наслегах наделяются законом Республики Саха (Якутия) статусом сельского поселения.
Муниципальные образования в городах и посёлках наделяются законом Республики Саха (Якутия) статусом городского поселения.
На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях наслеги сельские населённые пункты с численностью населения менее 100 человек могут не наделяться статусом поселения. Данные наслеги и сельские населённые пункты могут не входить в состав поселений, если такие решения приняты на сходах граждан, проживающих в соответствующих наслегах или сельских населённых пунктах.
Административные центры муниципальных районов и сельских поселений в Республике Саха (Якутия) устанавливаются законом Республики Саха (Якутия).
На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях требования транспортной доступности в течение рабочего дня до административного центра муниципального района и обратно для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района, и требования пешеходной доступности в течение рабочего дня до административного центра сельского поселения и обратно, не применяются.
Органы местного самоуправления
В структуре органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании обязательными являются: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган.
Представительный орган местного самоуправления городского, сельского поселения состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.
Представительный орган муниципального района:
а).Может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения, нормой представительства;