Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Показатель | Факт 2008 г. | Факт 2009 г. | Факт 2010 г. | Оценка 2011 г. | Изменение, % | ||
2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2010 г. к 2008 г. | |||||
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц | 40330 | 45107 | 46976 | 48849 | 112 | 104 | 116 |
в том числе: | |||||||
малые и средние предприятия, единиц | 4456 | 5067 | 5127 | 5200 | 114 | 101 | 115 |
индивидуальные предприниматели, единиц | 35874 | 40040 | 41849 | 43649 | 112 | 105 | 117 |
Оборот организаций (малые и средние предприятия), млн. руб. | 67214 | 77999 | 99931 | 121916 | 116 | 128 | 149 |
Доля в общем обороте организаций, % | 20 | 23 | 22,4 | 23 | 115 | 97 | 112 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, чел. | 49727 | 49833 | 53695 | 54460 | 100,2 | 108 | 108 |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % | 35 | 39 | 40,1 | 41 | 111 | 103 | 115 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 1928 | 3232 | 2523,3 | 2632 | 168 | 78 | 131 |
Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период, на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному Федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), приходящаяся на 1 малое предприятие республики, составила 8,4 человек, что выше аналогичного показателя по ДВФО - 5,9 чел., по РФ – 6,4 чел.
В Российской Федерации вклад малых предприятий в ВРП составляет порядка 17 %, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7 %.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, и в первую очередь, выраженными территориальными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона. Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.
Также на развитие малого бизнеса влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.
Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.
Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.
Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.
Оценка значимости этих проблем и необходимость их преодоления нашли подтверждение в ряде стратегических решений государственной власти Республики Саха (Якутия). Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в числе первоочередных задач развития Республики Саха (Якутия) определены:
- развитие конкурентной среды;
-обеспечение устойчивого дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование условий для развития инновационного предпринимательства;
- увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;
- совершенствование системы финансовой и имущественной поддержки развития малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки и развития малых инновационных предприятий Республики Саха (Якутия);
- совершенствование мероприятий по размещению государственного заказа среди малых предприятий Республики Саха (Якутия);
- создание условий для ускоренных темпов экономического роста на основе дальнейшего перехода экономики на инновационный путь развития;
- развитие инновационной среды, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, центров координации поддержки инновационного бизнеса уделяя особое внимание созданию соответствующих инженерной, социальной и коммуникационной инфраструктур;
- создание благоприятной среды для привлечения инвестиций;
-совершенствование механизмов содействия развитию экспортно-ориентированных предприятий Республики Саха (Якутия);
- совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;