Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)


Показатель

Факт 2008 г.

Факт 2009 г.

Факт 2010 г.

Оценка 2011 г.

Изменение, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

40330

45107

46976

48849

112

104

116

в том числе:

малые и средние предприятия, единиц

4456

5067

5127

5200

114

101

115

индивидуальные предприниматели, единиц

35874

40040

41849

43649

112

105

117

Оборот организаций (малые и средние предприятия), млн. руб.

67214

77999

99931

121916

116

128

149

Доля в общем обороте организаций, %

20

23

22,4

23

115

97

112

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, чел.

49727

49833

53695

54460

100,2

108

108

Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), %

35

39

40,1

41

111

103

115

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

1928

3232

2523,3

2632

168

78

131

Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период, на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному Федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), приходящаяся на 1 малое предприятие республики, составила 8,4 человек, что выше аналогичного показателя по ДВФО - 5,9 чел., по РФ – 6,4 чел.

В Российской Федерации вклад малых предприятий в ВРП составляет порядка 17 %, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7 %.

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, и в первую очередь, выраженными территориальными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона. Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.

Также на развитие малого бизнеса влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.

Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.

Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.

Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.

Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.

Оценка значимости этих проблем и необходимость их преодоления нашли подтверждение в ряде стратегических решений государственной власти Республики Саха (Якутия). Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в числе первоочередных задач развития Республики Саха (Якутия) определены:

- развитие конкурентной среды;

-обеспечение устойчивого дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование условий для развития инновационного предпринимательства;

- увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;

- совершенствование системы финансовой и имущественной поддержки развития малого предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки и развития малых инновационных предприятий Республики Саха (Якутия);

- совершенствование мероприятий по размещению государственного заказа среди малых предприятий Республики Саха (Якутия);

- создание условий для ускоренных темпов экономического роста на основе дальнейшего перехода экономики на инновационный путь развития;

- развитие инновационной среды, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, центров координации поддержки инновационного бизнеса уделяя особое внимание созданию соответствующих инженерной, социальной и коммуникационной инфраструктур;

- создание благоприятной среды для привлечения инвестиций;

-совершенствование механизмов содействия развитию экспортно-ориентированных предприятий Республики Саха (Якутия);

- совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;