ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2001 года N 150

О Концепции интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона России

Для дальнейшего развития интеграционных процессов в экономике Республики Саха (Якутия) с субъектами Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов России, странами Азиатско-тихоокеанского региона и во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2000 года N 800-р "О разработке Концепции интегрирования экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

Одобрить прилагаемую Концепцию интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона России.

Возложить на Межведомственную комиссию Правительства Республики Саха (Якутия) по расширению выпуска и реализации экспортно-ориентированной продукции предприятий республики (Акимов А. К.) координацию работы по интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов России и стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Департаменту по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) до 15 апреля т.г. заключить договор с Институтом региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) о разработке Программы интеграции экономики республики в экономику Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов РФ и стран Азиатско-тихоокеанского региона для внесения проекта Программы на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) в срок до 1 августа т.г.

Постоянному представительству Правительства Республики Саха (Якутия) по Дальневосточному региону в г. Хабаровске назначить ответственного для участия в разработке Программы интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного федерального округа России и стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Комитету по статистике Республики Саха (Якутия) проводить мониторинг основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа России, в том числе по объемам ввоза из регионов Дальневосточного федерального округа и вывоза в регионы Дальневосточного федерального округа.

Снять с контроля распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2000 года N 800-р.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 марта 2001 года N 150

КОНЦЕПЦИЯ интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона России СОДЕРЖАНИЕ


Введение ..........................

3

Цель и задачи интеграции...................

5

Расширение и углубление межрегиональных и внешнеэкономических связей ............................

6

Формирование единой финансово-кредитной политики .......

8

Инвестиционная политика................... ..

11

Формирование единой промышленной политики .........

13

Создание единого информационного пространства .........

17

Создание транспортной инфраструктуры ..............

18

Обеспечение северного завоза ...................

20

Агропромышленный комплекс ...................

20

Потребительский рынок......................

21

Экологическая безопасность

23

Занятость и рынок труда .....................

24

ВВЕДЕНИЕ


В мае 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на территории страны создано семь федеральных округов в целях укрепления вертикальной структуры государственной власти и проведения новой государственной политики в области межрегиональных экономических отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития и повышения эффективности интеграционных процессов в регионах страны, в особенности в субъектах, объединяемых федеральными округами.

Дальневосточный федеральный округ, в состав которого входят 10 краев, областей и автономных округов, является самым обширным по территории из всех округов России, его площадь составляет 6215,9 тыс. кв. км (36,4% от территории Российской Федерации).

Округ располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом, экономико-географическим и геополитическим положением в России. Восточные территории России исключительно богаты сырьевыми ресурсами. Здесь сосредоточено 84% российского запаса нефти, 85% природного горючего газа, 81% балансовых запасов алмазов, 90% коренных месторождений золота, 95% разведанных запасов олова и другие.

Однако в настоящее время Дальневосточный экономический округ характеризуется социально-экономическим отставанием от других регионов России. Особенно слабыми звеньями являются инфраструктурные отрасли, обеспечивающие устойчивую жизнедеятельность и экономическую безопасность. Дальневосточный округ имеет огромные реальные предпосылки и возможности комплексного развития производительных сил в условиях рыночных отношений и международной интеграции экономики, особенно со странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Сегодня каждый субъект Дальневосточного федерального округа должен определить приоритетные направления социально-экономического развития и участия в интеграционных процессах, при помощи которых можно добиться комплексного решения узловых проблем и общего экономического роста региона, призванного служить развитию России в целом.

Руководствуясь этой общей идеей, Республика Саха (Якутия) разработала Концепцию интеграции своей экономики в экономику Дальневосточного федерального округа.

Республика Саха (Якутия) по занимаемой площади охватывает половину территории Дальневосточного федерального округа (49,9%). Сегодня (на 01.01.2001) по всем основным социально-экономическим показателям Республика Саха (Якутия) удерживает лидирующие позиции в округе: первое место по объему валового регионального продукта, в том числе на душу населения, объему промышленной продукции, доходам бюджета, финансовому результату, номинальному среднемесячному денежному доходу на душу населения, вводу жилья и по объему инвестиций в основной капитал. Розничный товарооборот также один из самых высоких. Республика занимает первое место в округе по объемам экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья. В республике самый низкий уровень официальной безработицы. Уровень бедности - один из самых низких в округе. Только в Республике Саха (Якутия) наряду с Чукотским автономным округом наблюдается естественный прирост населения.

Республика поставляет в Российскую Федерацию почти 100% алмазов, сурьмы, значительное количество золота, олова, вольфрама, коксующихся и энергетических углей, пушнины. В настоящее время в недрах республики разведаны крупные запасы цветных и редкоземельных металлов: ниобия, иттрия, титана, ванадия, стронция и др. В республике расположены единственные в России месторождения зеленого хромдиопсида, чароита. Установлены месторождения аметиста, хризолита, нефрита, агата, сердолика, горного хрусталя и других камней. Прогнозные ресурсы угля составляют 1607,6 млрд. тонн, что составляет 32% ресурсов России. Наиболее освоен Южно-Якутский бассейн с разведанными запасами в 4,1 млрд. тонн высококачественных углей суммарной стоимостью 160-170 млрд. долларов США. Вблизи угленосных районов расположены богатейшие залежи легкообогатимых железных руд с запасами разведанной руды 5,8 млрд. тонн. Геологическими изысканиями спрогнозированы объемы запасов углеводородного сырья: 2916 млн. тонн нефти, 8304 млрд. куб. м газа, 388 млн. тонн конденсата.

По данным Комитета по статистике Республики Саха (Якутия) в 1999 году в субъекты округа из Якутии поставлено и реализовано продукции на сумму 899 млн. руб. или 3% общего объема вывоза за пределы республики, в том числе:

в Приморский край - 210,5 млн. руб. (удельный вес в общем объеме- 23%);

в Хабаровский край - 172,5 млн. руб. (19%);

в Амурскую область - 467,8 млн. руб.(53%);

в Сахалинскую область - 22 млн. рублей;

в Магаданскую область - 7,3 млн. рублей;

в Камчатскую область - 0,32 млн. рублей;

в Чукотский автономный округ - 18,6 млн. рублей.

Номенклатура продукции, поставленной из Якутии в Дальневосточный федеральный округ, одна из самых обширных: электроэнергия, уголь, алмазы, деловая древесина, полуфабрикаты из древесины, ювелирные изделия, изделия из камнецветов, винно-водочные изделия, лом черных и цветных металлов.

Из регионов Дальневосточного федерального округа в 1999 году было поставлено в республику продукции на общую сумму 662,5 млн. руб., что в 1,4 раза ниже объемов продукции, поставленной в субъекты округа. Номенклатуру поставленной продукции составили: уголь, бензин автомобильный, керосин авиационный, топливо дизельное, спирт этиловый, краны на автомобильном ходу, аккумуляторные батареи свинцовые автомобильные, деловая древесина, ДВП, цемент, стекло оконное, материалы стеновые.

По предварительным итогам 2000 года в субъекты Дальневосточного федерального округа предприятиями республики реализованы следующие виды продукции: электроэнергия - 983 млн. квт./час ( в Амурскую область), уголь всего - 1927, 1 тыс. тонн (в том числе: в Приморский край - 699,4 тыс. тонн, в Хабаровский край 583 тыс. тонн, в Амурскую область - 431,1 тыс. тонн, в Чукотский АО - 100 тыс. тонн, в Сахалинскую область - 58,9 тыс. тонн, в Еврейскую АО - 39 тыс. тонн и в Магаданскую область -

16 тыс. тонн), пиломатериалы - 0,8 тыс. куб. м, ювелирные изделия - на сумму 33 млн. рублей, бриллианты - на сумму 22,6 тыс. долларов, винно-водочные изделия -

9,7 тыс. дал, лом черных металлов - 18,6 тыс. тонн, изделия из камнецветов -

632 тыс. руб. Таким образом, наиболее обширная номенклатура продукции, реализуемой предприятиями республики в Дальневосточный регион, по итогам 2000 года представлена по Хабаровскому краю (9 видов продукции), Амурской области (8), Приморскому краю (7), Магаданской области (5).

Цель и задачи интеграции


Основной целью интеграции экономики республики в экономику Дальневосточного федерального округа является обеспечение роста эффективности экономики Республики Саха (Якутия) на основе выработки и реализации взаимовыгодной и согласованной социально-экономической политики субъектами округа в области развития инфраструктуры, реального сектора экономики, социально-трудовой сферы, финансовой и внешнеэкономической деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1. Выявление предпосылок расширения и углубления межрегиональных и международных экономических связей.

2. Разработка механизмов формирования и осуществления согласованной экономической, социальной и финансовой межрегиональной политики интеграции.

3. Разработка механизмов реализации инвестиционных проектов, решающих совместные проблемы.

4. Развитие транспортной схемы, содействие интеграции региона в мировую транспортную систему и международную систему телекоммуникаций.

Расширение и углубление межрегиональных и внешнеэкономических связей

В настоящее время Республика Саха (Якутия) имеет тесные экономические, культурные и научные связи с крупными субъектами Дальневосточного региона России.

С 1991 по 2000 гг. заключены и пролонгированы Соглашения о сотрудничестве с пятью субъектами Дальневосточного региона: Амурской, Магаданской, Сахалинской областями, Приморским и Хабаровским краями. Развитие торгово-экономических отношений между субъектами, регламентируемых двухсторонними Соглашениями, способствует интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в единое экономическое пространство Дальневосточного федерального округа.

Основными направлениями деятельности по расширению и углублению межрегиональных и внешнеэкономических связей являются:

заключение Соглашений (договоров) о сотрудничестве со всеми субъектами Дальневосточного федерального округа;

формирование и проведение единой согласованной политики по реализации Соглашений (договоров);

обеспечение концентрации финансовых средств для решения приоритетных задач совместного освоения природных ресурсов, оптимизации транспортной инфраструктуры;

проведение совместных ярмарок и выставок, научных конференций;

обмен торгово-экономической и научно-технической информацией;

проведение согласованной политики на внешнем рынке (по вопросам ценообразования и сбыта экспортной продукции, привлечения иностранных инвестиций, совершенствования таможенной политики) и на федеральном уровне в области федеративных отношений.

По данным Комитета по статистике Республики Саха (Якутия) объем экспорта республики составил в 1999 г. 935 млн. долларов США, в основном в дальнее зарубежье (статистический сборник N 120/4850, стр.10). Основными покупателями якутских товаров являются азиатские страны, их доля в республиканском экспорте составила в последние годы более 80%, в 1999 году 96,8% общего объема экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось на страны Азиатско-тихоокеанского региона, из которых наибольший объем приходится на Японию (69,1%) и Республику Корею (20,5%), в то время как на европейские страны приходилось 1,8% экспорта Республики Саха (Якутия). Доля экспортных поставок в страны ближнего зарубежья составила 0,01%, из них основной объем приходился на Украину.

В товарной структуре экспорта Республики Саха (Якутия) со странами зарубежья преобладают алмазы, уголь, бриллианты, сурьмяный концентрат, древесина, пушнина и биоресурсы (панты). В ближайшей перспективе экспорт республики сохранит топливно-сырьевую направленность, и задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей. В этой связи необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество с потенциальными зарубежными инвесторами в топливно-энергетических отраслях, особенно среди стран Азиатско-тихоокеанского региона. Одним из основных направлений сотрудничества будет сооружение объектов энергетики, алмазодобычи, строительство и реконструкции предприятий горнодобывающей, нефте- и газо-перерабатывающей промышленностей и т.д.

С учетом всего комплекса факторов, определяющих внешнеторговый оборот, необходимо:

Объединение усилий регионов Дальнего Востока в создании соглашения по типу картеля или консорциумов в промышленных отраслях по экспортным и импортным ценам.

Разработка механизмов укрепления связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами других российских организаций за границей в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной, дипломатической и иной поддержки российского экспорта, в том числе предоставление экспортерам информации о правах отечественных предпринимателей на получение вышеупомянутой помощи в российских загранучреждениях, а также об условиях оказания подобных услуг.

Предоставление территории Дальневосточного федерального округа статуса зоны свободной торговли (льготной таможенной политики).

Интеграция, кооперация и развитие хозяйственных связей с субъектами Дальневосточного округа позволит предприятиям республики поднять объемы и качество выпускаемой продукции, тем самым повысит их экспортный потенциал, обеспечит удовлетворение потребностей республики в товарах внешнего рынка.

Создание консорциумов, совместных предприятий с хозяйствующими субъектами региона станет основой для лучшего взаимодействия субъектов, корпоративного ведения хозяйства и более эффективной работы по экспорту продукции в страны Дальнего Зарубежья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»