План строительства и размещения производственных мощностей по производству продукции оленеводства на 2013-2016 годы
N | Наименование района | По состоянию на 01.01.2013 | На 2013-2016 годы | |||||||||||
поголовье оленей, голов | трудовые ресурсы | объем производства продукции оленеводства | потребность в производственных мощностях, ед. | |||||||||||
Количество предприятий, ед. | Количество работников, чел. | мяса, ц. | панты, кг. | боя рогов, кг. | строительство объектов, ед. | приобретение оборудования, ед. | ||||||||
оленевод-ческая база | специали-зированная база | убойные пункты | ледники | корали и изгороди | для хранения и консервации пантов | холодильные установки | ||||||||
Всего по республике | 191 161 | 119 | 2 314 | 10 093 | 5 202 | 30 017 | 5 | 17 | 8 | 8 | 17 | 17 | 17 | |
Первая группа - районы устойчивого оленеводства | 126 094 | 69 | 1 475 | 8 561 | 3 790 | 13 981 | 0 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | |
1 | Алданский | 12 553 | 37 | 298 | 463 | 247 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Анабарский | 13 800 | 2 | 100 | 530 | 1517 | 1288 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Кобяйский | 10 103 | 3 | 153 | 787 | 474 | 2641 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Нижнеколымский | 19 911 | 4 | 180 | 3427 | 1000 | 2000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Томпонский | 12 007 | 2 | 122 | 882 | 300 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Оймяконский | 16 934 | 5 | 123 | 385 | 799 | 3220 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Олекминский | 4 930 | 7 | 128 | 33 | 130 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
8 | Усть-Янский | 19 217 | 2 | 201 | 1436 | 4155 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
9 | Эвено-Бытантайский | 16 639 | 7 | 170 | 618 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Вторая группа - районы развивающегося оленеводства | 51 395 | 35 | 670 | 1 333 | 972 | 14 028 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | |
1 | Булунский | 15 821 | 4 | 157 | 308 | 757 | 5434 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Жиганский | 6 322 | 5 | 89 | 96 | 200 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
3 | Момский | 15 913 | 11 | 166 | 737 | 1050 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
4 | Нерюнгринский | 7 438 | 13 | 193 | 108 | 15 | 860 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
5 | Оленекский | 5 901 | 2 | 65 | 84 | 6684 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Третья группа - районы кризисного оленеводства | 16 672 | 15 | 169 | 199 | 440 | 2 008 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | |
1 | Аллаиховский | 2 764 | 2 | 15 | 6 | |||||||||
2 | Абыйский | 524 | 1 | 6 | 7 | |||||||||
3 | Верхнеколымский | 1 122 | 1 | 13 | 86 | |||||||||
4 | Верхоянский | 5 036 | 4 | 67 | 58 | 440 | 1002 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
5 | Вилюйский | 180 | 1 | 3 | 56 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
6 | Горный | 287 | 2 | 6 | 950 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
7 | Среднеколымский | 3 254 | 2 | 49 | 42 | |||||||||
8 | Усть-Майский | 505 | 2 | 10 |
Основными критериями при расстановке объектов строительства производственных мощностей поcлужили:
1. Численность населения - как фактор наличия рабочей силы, рынка сбыта, фактора роста производства.
2. Площадь сельскохозяйственных угодий, оленеемкость пастбищ -как фактор имеющегося резерва дальнейшего роста сельскохозяйственного производства.
3. Численность скота в головах, объемы производства и на душу населения - как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельскохозяйственное производство.
4. Наличие производственных объектов - как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельскохозяйственное производство и потенциал по производству основных видов продукции.
5. Транспортная доступность - при определении специализации планируемых объектов с учетом географических особенностей.
С учетом разделения районов ведения оленеводства в условные группы необходимо (таблица N 2):
1. Создание заготовительной сети и заготовительных организаций мясной продукции оленеводства.
2. Строительство убойных цехов на местах.
3. Создание специализированных стад по откорму и нагулу оленей
С учетом республиканской специфики - территориальной удаленностью оленеводческих стад и слаборазвитой транспортной схемы в крупных хозяйствах, необходимо строительство убойных цехов в каждом отдельно взятом крупном хозяйстве. Таким образом, стоит задача строительства 8 цехов по убою и первичной переработке продукции оленеводства.
Биологические ресурсы северного оленеводства Республики Саха (Якутия) широки. В настоящее время изучены химический состав и биологическая активность пантов северных оленей, определены оптимальные сроки и разработаны технологии их срезки и консервирования.
Панты (молодые рога оленей) представляют собой наполненную кровью костную губку. Срезаются в весенне-летний период и консервируются варкой, жаркой, сушкой в течение 2-х месяцев. Консервированные панты используются в народной медицине стран Юго-Восточной Азии более 2000 лет. Их применение повышает энергетику организма, улучшает кровоток, способствует регенерации тканей, особенно эффективно ускоряет восстановление мышечной ткани после ее повреждения в результате интенсивных физических нагрузок, а также замедляет процессы старения организма.
Сегодня во всем мире, в том числе и в России, все большим спросом пользуется продукция из экологически чистого натурального сырья, будь то лекарственные препараты или пищевые продукты. Продукты переработки пантов могут занять достойную нишу по своим уникальным свойствам элементов питания, не содержащими посторонних примесей. Используемая технология консервации позволяет сохранить весь комплекс биологически активных веществ: макро- и микроэлементы, аминокислоты, пептиды, липиды, основания нуклеиновых кислот путем производства мелкодисперсного порошка, получаемого при экстрагировании на жидком газе.
Проведенные отечественными учеными клинические исследования по изучению фармакологических свойств препаратов из пантов доказали возможность использования их для лечения ряда следующих заболеваний:
функциональное нарушение сердечно-сосудистой системы на почве вегетоневрозов с проявлением гипотонии после перенесенных инфекционных заболеваний (ОРЗ, грипп);
дистрофии и раннего истощения;
гипотрофии у детей с пониженным питанием, туберкулезного бронхопаденита; при климактерическом синдроме у мужчин и женщин;
при гипертрофии предстательной железы, ряде форм мужской импотенции;
при симптоматической и генуинной эпилепсии;
при туберкулезе легких.
Потребителями продукции становится население республики, России, в перспективе зарубежных стран, занимающееся сохранением своего здоровья, профилактикой и лечением ряда хронических заболеваний, решением геронтологических проблем. Производимые продукты ориентированы на все сегменты рынка, будь то географический, возрастной и т.д., т.к. являются, прежде всего, профилактическими продуктами, обладают широким спектром действия на организм человека и могут быть использованы независимо от половой принадлежности, профессионального статуса, уровня доходов и местожительства потребителя.
Планируется выход на биофармацевтический рынок азиатско-тихоокеанских стран. Выход на указанный рынок даст возможность получения стабильного дохода.
Широкие перспективы маркетинга открывает использование сети Интернет, позволяющее оперативно, без значительных финансовых затрат разместить рекламу своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.