В основе реализации Программы пятилетия молодого поколения выступает положение о переориентации существующей молодежной политики на активное вовлечение инновационного, творческого потенциала молодежи в решение общенациональных задач. Именно в период перемен необходимо содействовать быстрейшему достижению самостоятельности молодежи во всем, что ей доступно по возрасту, не подрывая здоровья и нравственных устоев.
Должен произойти существенный сдвиг от усилий, которые долгие годы были направлены государством преимущественно на формирование, социализацию молодежи, в сторону саморазвития, самовоспитания, самоопределения, самообеспечения и ответственности самих молодых граждан.
В условиях демократизации общества, либерализации экономики и ослабления патерналистской роли государства молодежная политика в период реализации Программы пятилетия должна выйти далеко за рамки социальной сферы.
Требуется глубокое осознание связи государственной и общественной молодежной политики, необходимо понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления гражданского общества. Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа. Создавать гражданское общество должны те, кто считает себя гражданином и патриотом.
Молодежная политика является делом всего государства и всего общества. При этом требуется перестройка самого общества по отношению к молодому поколению как основному носителю идей гражданского общества и свободной рыночной экономики. Уже в пору своего становления молодые люди должны иметь возможность самостоятельного принятия решений относительно своего развития, а экономические, правовые и идеологические меры государства должны способствовать их самореализации и саморазвитию, предоставлять возможность выбора и экономической самостоятельности.
Основное понятие Программы пятилетия молодежи - самореализация гражданской позиции и профессиональных качеств личности в труде, гарантирующем достижение личного и общественного успеха.
Таким образом, можно выделить следующие моменты формирования жизнеспособной личности.
Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) признано одним из приоритетных направлений в государственной политике.
На сегодня в республике созданы достаточные условия для получения образования как общего среднего, так и профессионального. В 2000 году (по предварительным итогам) на систему образования в целом из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было направлено около 5397,5 млн. рублей, в 2001 году предусмотрено выделение около 5608,8 млн. рублей, что составит 18% всех расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В республике расширяется сеть высших учебных заведений и филиалов (открыты Финансово-экономический институт, Педагогический институт, Математический институт, Институт физического воспитания, Мирнинский политехнический институт, Высшая школа музыки, Арктический институт государственной культуры и искусства, Якутский международный институт в г. Москве и Якутский университет высоких технологий в Санкт-Петербурге), внедряются новые формы и методики обучения, развиваются дистанционные технологии, постепенно вводится система непрерывного образования.
Ежегодно увеличивается план приема в Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. По сравнению с 1992 годом количество студентов всех форм обучения увеличилось с 7,2 тыс. человек до 14,2 тыс. человек, при этом подготовка ведется по 51 направлению и специальностям против 38 в 1992 году. Так, по данным Департамента по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) количество студентов на 10 тысяч человек населения составило 283 человека, тогда как в 1991 году этот показатель равнялся примерно 75.
В соответствии со стратегией развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века Республика Саха (Якутия) движется по пути реформирования системы непрерывного, многоуровневого образования.
На сегодняшний день государственные и общественные институты социализации молодежи должны консолидировать усилия по воспитанию и по изменению общественного сознания молодого поколения. В первую очередь формировать у молодежи сознательную потребность к труду и социально значимые гражданские качества, ценности и установки, создавать условия для достижения экономической самостоятельности (например, самому создать себе рабочее место) и самореализации в различных областях жизнедеятельности общества.
В этой системе ведущая роль институтов образования в решении задач привития потребности к труду, самореализации, становления гражданственности молодого поколения очевидна. В них эффективно прививаются необходимые гражданские качества и установки, закладываются основы формирования способностей, требуемых в освоении профессии, стремления к самоутверждению и самореализации.
При этом все институты образования должны быть нацелены не только на подготовку молодых людей к трудовой деятельности, но и на воспитание культурного жизнеспособного человека, который несомненно станет и квалифицированным специалистом, и активным гражданином, и патриотом.
Одна из ведущих ролей в реализации данной Программы должна отводиться молодежным и детским общественным организациям на правах свободных исполнителей, способных эффективно реализовывать программы в сферах образования, воспитания (в том числе и трудового), оздоровления, развития культуры и спорта. Они должны находиться на переднем крае политики по реализации Программы.
Расширение сферы молодежного общественного самоуправления выгодно как обществу, так и государству, так как создает возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Оно способствует ускорению социального прогресса и не требует больших затрат, так как базируется не на экономических основах, а на духовных, эмоциональных механизмах самоорганизации.
Но без усилий государства по созданию общественного и официального мнения, симпатизирующего молодежному общественному добровольчеству, оно не будет иметь желаемого эффекта.
Поэтому очень важно, чтобы органы законодательной и исполнительной власти видели в молодежном добровольчестве реальную силу, способную самостоятельно решать жизненные проблемы, мобилизовать общественность, предотвращать кризисные ситуации и социальное неблагополучие.
В целом, требуется выработка целостной системы воспитания молодого поколения (семейного, духовно-нравственного, трудового, экономического, правового, политического, психологического), которая должна обеспечивать формирование жизнеспособной личности, акцентируя внимание на развитии ее потребностей в достижении своих целей и самоутверждении, стремления к самооздоровлению и самоорганизации.
Система воспитания должна формировать качества, которые обеспечат самостоятельную включенность молодого человека в различные сферы жизнедеятельности общества: социальную активность, заинтересованность участвовать в общественно-политической жизни, экономической, культурно-досуговой деятельности. История показывает, что активизировать участие молодежи в преобразовании республики можно, доверив ей крупные дела, имеющие характер общенациональных задач (строительство железной дороги, автодорог и так далее).
Программа пятилетия молодежи основывается на принципиально новом видении молодежи как главного источника сегодняшних перемен, которая своими идеями и взглядами влияет на ценности всего общества.
Молодежь - это жизненная сила общества, которая готова сегодня взять на себя ответственность за происходящие перемены. За счет этих сил жизнь общества за пятилетие молодежи может быть радикально обновлена. Молодежь могла бы гораздо более активно проявить себя в сфере политики. Для оздоровления и развития политических процессов в республике важнейшее значение имеет смена политического поколения. Молодое поколение в политике способно активно созидать новое. Необходим простор для политической деятельности. С этой целью нужно больше воспитывать молодых политических лидеров, которые смогут на разных уровнях власти управлять республикой.
Возвышение роли молодежи в общественной, социально - экономической, политической и культурной жизни по мере ее усложнения и интенсификации - общесоциологический закон, который необходимо использовать на общее благо.
Таким образом, при объединении усилий всех государственных структур с общественными организациями на основе добросовестного сотрудничества по данным направлениям (экономическая самостоятельность молодого человека через воспитание гражданских качеств и позитивного отношения к труду) возможно достижение реального результата в области государственной молодежной политики.