1. Организационно-управленческое обеспечение
и контроль за реализацией
Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и активизацией участия общественности, молодежи в решении задач молодежной политики.
Для эффективной реализации Программы пятилетия молодого поколения, усиления межведомственного взаимодействия всех отраслевых государственных исполнительных структур, занимающихся вопросами молодежной политики, в целях организации проведения пятилетия молодого поколения в Республики Саха (Якутия) создается межведомственная комиссия (организационный комитет) во главе с заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия). Также Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия) обеспечивает контроль за исполнением Программы и информирует о ходе реализации Программы Президента, Правительство Республики Саха (Якутия), оргкомитет по проведению пятилетия молодого поколения.
Соисполнителями мероприятий Программы являются детские и молодежные общественные организации.
Исполнители - Министерство по делам молодежи РС(Я), Министерство образования РС(Я), Министерство внешних связей РС(Я), Министерство внутренних дел РС(Я), Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство культуры РС(Я), Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я), Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я), Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я), Министерство строительства и архитектуры РС(Я), Министерство труда и социальной защиты населения РС(Я), Министерство финансов РС(Я), Министерство экономики и прогнозирования РС(Я), Комитет по физической культуре, спорту и туризму РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Департамент по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я), Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я), Департамент по печати и СМИ при Правительстве РС(Я), Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РС(Я), Республиканский военкомат РС(Я), Управление кадров и государственной службы Правительства РС(Я), начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, НВК "Саха", Дирекция по государственной поддержке ЗОЖ, Дирекция "Моя Якутия в XXI веке", администрации улусов и городов РС(Я).
Исполнители:
разрабатывают подпрограммы (перечни, планы), согласованные с Министерством по делам молодежи РС(Я), с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источниками их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
организуют и проводят конкурсы отбора исполнителей конкретных работ по отдельным направлениям подпрограмм (планов), отдавая преимущество общественным объединениям, молодежным организациям, клубам, центрам;
определяют источники финансирования подпрограмм или планов мероприятий, исходя из собственных финансовых ресурсов, а также максимального привлечения внебюджетных средств;
обеспечивают реализацию и финансирование подпрограмм (планов) за счет собственных средств.
Правительство Республики Саха (Якутия) на основании утвержденной Программы и на основе подпрограмм (планов) исполнителей принимает ежегодный межведомственный план конкретных мероприятий по реализации Программы с финансово-экономическим обоснованием.
Целесообразно установление четкой вертикали на основе прямого подчинения органов по делам молодежи улусов и городов Министерству по делам молодежи РС(Я). В рамках утвержденной предельной численности аппарата администраций городов и улусов предусмотреть специалистов по делам молодежи и на договорной основе - в каждом поселке или наслеге.
Необходимо обеспечить координацию государственных и общественных структур, связанных с молодежной политикой.
Следует организовать эффективное управление и общественно-государственный контроль за выполнением всех разделов целевой межведомственной программы.
2. Нормативно-правовое обеспечение
В краткосрочной перспективе целесообразно сосредоточить усилия на совершенствовании правового обеспечения Программы пятилетия, разработке нормативных актов по механизмам ее реализации. Это способствовало бы более совершенному правовому регулированию многообразных общественных и производственных отношений с участием молодежи на период пятилетия.
Необходимо создание нормативно-правовой базы, определяющей статус специалиста по работе с молодежью наслежного уровня.
Для неуклонного повышения правовой культуры молодежи необходимо создать систему правового просвещения, обеспечивающую информированность о правах и обязанностях в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и ряд других.
Необходимо создание нормативно-методического обеспечения органов государственной власти, участников реализации Программы.
Целесообразно разработать механизм по системному взаимодействию с министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными организациями на договорной основе по реализации Программы.
3. Информационно-аналитическое обеспечение
Постоянно и систематически необходимо исследовать демографическое, социально-экономическое, правовое, социально - психологическое и др. положения молодежи, осуществляя координацию деятельности научных учреждений.
Государственным органам, осуществляющим организацию научных исследований по изучению социально-экономических проблем, предусмотреть научные исследования по молодежной политике в качестве важнейших, с их обязательным финансированием за счет республиканского бюджета.
Целесообразно развитие научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий, образовательных и психо-социальных технологий.
Во внутриведомственную статистику следует ввести информацию о динамике социального положения молодежи. Разработать статистические показатели для различных целевых групп молодежи, характера занятости, уровня доходов и т.п.
Социологическая информация о положении молодежи в большей мере должна найти свое отражение в средствах массовой информации, специальной литературе.
В средствах массовой информации следует целенаправленно формировать общественное мнение о ценностях современного общества, образ гражданина и патриота республики, отражать созидательный труд молодежи и его результаты, широко освещать ход реализации Программы пятилетия молодежи.