3. Министерство, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие функции:
3.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Саха (Якутия) проекты законов и иных нормативных актов в области строительства, градостроительства, архитектуры, жилищной политики, включая вопросы планирования и использования территории, рационального землепользования, природопользования в городах, населенных пунктах республики, управления объектами недвижимости в градостроительстве, инвестиционной деятельности и развития рыночных отношений в строительном и лесопромышленном комплексах.
3.2. Участвует в разработке проектов законов и других нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики, формирования рынка жилья и иной недвижимости, финансирования капитального строительства, включая достройку не завершенных строительством объектов, оценки и управления объектами недвижимости.
3.3. Разрабатывает основы государственной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, лесопромышленного комплекса, основы государственной инвестиционной политики в отрасли и осуществляет контроль за их реализацией.
3.4. Участвует в разработке и реализации программ социально-экономического развития республики, целевых республиканских и федеральных программ, долгосрочных инвестиционных концепций, схем развития производительных сил, государственных научно-технических программ в области территориального развития, расселения, архитектуры и градостроительства, а также землепользования в городах и населенных пунктах.
3.5. Формирует совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, внебюджетными фондами перечень объектов Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в части строительства объектов жилого и социально-культурного назначения, промышленности строительных материалов и конструкций, лесопромышленного комплекса, финансируемых за счет Инвестиционного бюджета (бюджета развития) Республики Саха (Якутия).
3.6. Определяет совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) сроки и объемы финансирования объектов Инвестиционной программы в части, отнесенной к компетенции Министерства.
3.7. Осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика нового строительства объектов, включаемых в Инвестиционную программу (жилого и социально-культурного назначения, коммунального хозяйства, легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и конструкций, лесопромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, нефтегазового комплекса, связи и энергетики, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей).
3.8. Осуществляет функции государственного контроля за качеством строительства зданий и сооружений, экспертной оценки качества проектно-сметной документации, надзора за ходом строительства зданий и сооружений, формирования ценовой политики в строительстве, методического обеспечения и нормативно-технического регулирования служб заказчиков.
3.9. Организует централизованное размещение государственного заказа на материально-техническое снабжение капитального строительства объектов Инвестиционной программы с учетом интересов местных товаропроизводителей и осуществляет контроль за его реализацией.
3.10. Организует и проводит в установленном порядке подрядные торги на новое строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях под "ключ"; выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных и других видов работ; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; поставки комплектного технологического оборудования, строительных материалов и конструкций, продукции лесопромышленного комплекса; управление проектом, консультирование, надзор, выполнение функций заказчика-застройщика, а также любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.
3.11. Оказывает местным органам государственной власти и органам местного самоуправления методическую и методологическую поддержку по вопросам реализации государственной градостроительной, жилищной и инвестиционной политики, повышения эффективности строительства, промышленности строительных материалов и лесопромышленного комплекса.
3.12. Подготавливает в установленном порядке органам по управлению государственным имуществом предложения о передаче в доверительное управление находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) акций акционерных обществ в строительном и лесопромышленном комплексах.
3.13. Вносит предложения, подготавливает материалы о создании холдинговых компаний и финансово-промышленных групп в строительном и лесопромышленном комплексах.
3.14. Содействует поддержке малого предпринимательства в сфере строительства, промышленности строительных материалов и лесопромышленного комплекса.
3.15. Проводит анализ производственной деятельности организаций строительного и лесопромышленного комплексов, вырабатывает предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий, их реорганизации и ликвидации.
3.16. Выступает инициатором реформирования и реструктуризации подведомственных и курируемых организаций. Организует разработку и выполнение планов финансового оздоровления предприятий строительного и лесопромышленного комплексов.
3.17. Участвует в установленном порядке в работе ликвидационных комиссий и комиссий по реорганизации подведомственных и курируемых предприятий и в процедурах банкротства предприятий - должников.
3.18. Составляет сводный план финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики по курируемым отраслям и представляет в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
3.19. Организует балансовые комиссии по вопросам утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, перечислений ими в республиканский бюджет части прибыли, рассматривает анализ экономической эффективности государственных унитарных предприятий, учреждений и отчет их руководителей.
3.20. Обеспечивает разработку территориальных норм и иных нормативных документов с учетом природно-климатических, социальных, экономических особенностей республики по всем разделам системы нормативных документов в строительстве, архитектуре и градостроительстве, промышленности строительных материалов и конструкций, лесопромышленном комплексе.
3.21. Устанавливает порядок применения строительных норм и правил, дает разъяснения по их применению на территории республики участникам градостроительной, строительной, проектно-изыскательской деятельности и издает соответствующие приказы, распоряжения, инструкции и т.д.
3.22. Определяет и разрабатывает методическую основу для формирования договорных цен на строительную продукцию (кроме предприятий-монополистов) в рамках действующего законодательства, в том числе на продукцию лесопромышленного комплекса, проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует разработку региональных норм расхода материалов и трудовых ресурсов, укрупненных сметных нормативов и показателей, осуществляет контроль за правильным применением порядка определения стоимости строительства и цен на строительные материалы и конструкции и продукцию лесопромышленного комплекса.
3.23. Формирует стратегию проведения и обеспечивает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет республиканского бюджета и фонда НИОКР.
3.24. Осуществляет комплекс мер по внедрению новых прогрессивных конструктивных решений, ресурсоэнергосберегающих технологий, научно-технических разработок и проектов.
3.25. Осуществляет международное научно-техническое и экономическое сотрудничество в строительном и лесопромышленном комплексах, в области архитектуры и градостроительства.
3.26. Организует публикацию и распространение научно-технической и экономической информации.
3.27. Осуществляет контроль за ходом реализации государственных программ, целевых республиканских и федеральных программ и использованием выделенных средств в строительном и лесопромышленном комплексах.