ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 года N 129
Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 25.12.2015 N 532, вступившего в силу со дня опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2015).
____________________________________________________________________
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и с учетом основных положений государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934 Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую проектную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее – Программа).
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г. ДАНЧИКОВА
ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы”
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ |
Заказчик Программы | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители Программы | Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйста и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерство спорта Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) |
Подпрограммы | "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; |
Программно-целевые инструменты Программы | "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года" (проект) |
Цели Программы | обеспечение роста объемов произ водства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия); |
Задачи Программы | стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2020 годы |
Объем бюджетных | общий объем финансовых ресурсов на реализацию |
в 2013 году - 9 148 340 тыс. рублей | |
из них: | |
в 2013 году - 7 837 036 тыс. рублей | |
за счет средств бюджетов органов местного | |
в 2013 году - 34 070 тыс. рублей | |
Ожидаемые | повышение удельного веса местных продовольственных |
Проектная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Программа основана на положениях Послания Президента России и разработана на принципах проектного финансирования мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы Российской Федерации.
Программа является важным социально-экономическим инструментом, призванным решить многоплановые задачи комплексного развития сельскохозяйственного производства и территориального развития сельской местности.
Агропромышленный комплекс Якутии и его основная отрасль - сельское хозяйство являются одними из системообразующих сфер экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Республики Саха (Якутия). Кроме того, сельское хозяйство в регионе имеет важное значение как форма традиционного уклада жизни для целого ряда территорий и большого слоя населения.
Программа направлена на эффективное взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования с целью четкого и ясного ранжирования расходов бюджетов - на превалирование в структуре бюджетных расходов на развитие, а не на поддержание существующего положения.
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Дальневосточного федерального округа. В состав республики входят 34 муниципальных района, 2 городских округа, 13 городов, 42 поселка городского типа и 586 сельских населенных пунктов.
Площадь республики составляет 3083,5 тыс. кв. километров, из которых сельскохозяйственные угодья, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Росреестр) на 01 января 2012 года составляют 1637,7 тыс. га.
Население - 958,5 тыс. человек, в том числе сельское население –35,8 процента от общего населения. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2010 году, составила 27 тыс. человек или 5,6 процентов от общей численности по всем отраслям экономики республики. В сельскохозяйственных организациях работников насчитывалось 9,2 тыс. человек, в пищевой промышленности – 4,5 тыс. человек. Одной из особенностей населения Республики Саха (Якутии) является его крайне неравномерное размещение: наиболее плотно заселена ее центральная часть.
Сельскохозяйственным производством по состоянию на 01 января 2012 года по данным Росреестра в республике занимаются 374 сельскохозяйственные организации и 248 родовых общин, 3 841 крестьянско-фермерских хозяйств. Более 87 тысяч личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока, картофеля и овощей.
В соответствии с нормами Всемирной торговой организации Республика Саха (Якутия) отнесена к категории неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов с интегральным показателем ниже среднероссийского значения. Внешние кризисные факторы усложняют развитие сельскохозяйственного производства республики, которая функционирует в суровых природно-климатических условиях, на территориях со слаборазвитой инфраструктурой, особенно транспортной и энергетической. Представляется сложным оценка влияния изменения климата - по прогнозу Росгидромета, на реках Якутии сильные паводки будут случаться вдвое чаще, чем в наше время. Совокупность этих факторов придает отрицательный дисбаланс достигнутым положительным тенденциям, приводит к неустойчивости сектора.
За период реализации приоритетного Всероссийского национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, произошла стабилизация производства валовой продукции сельского хозяйства, улучшились экономические показатели сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий (только в 2011 году введено в эксплуатацию 37,5 тыс. кв. метров жилья на селе). Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы роста показателей в оленеводстве и табунном коневодстве. В целях укрепления материально-технической базы за последние годы сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено 463 трактора, построено 92 коневодческие базы и 20 свиноферм, построено, реконструировано и модернизировано 111 животноводческих объектов. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами составляет 86 процентов, зерноуборочными комбайнами - 72 процента, кормоуборочными комбайнами – 70 процентов, косилками всех видов – 94 процента.
Республика является одним из лидеров инвестиционной активности в сельском хозяйстве на Дальнем Востоке. Важную роль в достигнутом результате сыграли своевременные меры, принятые в республике по поддержке сельского хозяйства и сельских территорий. На решение вопросов социально-экономического развития села было направлено свыше 41 млрд рублей бюджетных средств или в среднем 29-30 копеек на каждый рубль произведенной продукции.
Но стоит отметить, что эффект от этих финансовых инвестиций в отрасль оказался ниже ожидаемого ввиду отсутствия мотивации сельских поселений к самоорганизации, к внедрению в производство передовых технологий. Предыдущая система поддержки аграрного сектора не стимулировала развитие производства, а способствовала только выживанию отрасли.
Тем не менее, интенсивное развитие северного оленеводства и табунного коневодства обеспечили в 2011 году по сравнению с 2002 годом прирост поголовья оленей на 47,2 процента и лошадей на 30,6 процента. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции наблюдается рост товарности. Наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств.
За счет мер государственной поддержки по обеспечению горюче-смазочными материалами и семенами, техникой и оборудованием, ежегодно в среднем на 7 процентов расширяются посевные площади под кормовые культуры. Существует незначительный рост показателей в птицеводстве, охотничьем и рыбном промыслах, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
В Республике Саха (Якутия) имеются следующие условия для развития сельскохозяйственного производства и производства пищевой и перерабатывающей промышленности:
наличие сельскохозяйственных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
наличие пашни для производства зерна, картофеля и овощей;
наличие племенной базы по коневодству, оленеводству, крупному рогатому скоту, в том числе высокопродуктивных пород молочного скота;
наличие трудовых ресурсов;
наличие помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птицы;
наличие производственных мощностей для переработки сельскохозяйственной продукции;
наличие спроса населения на качественную продукцию, производимую местными производителями.
Факторами, сдерживающими развитие агропромышленного комплекса, являются:
недостаточность племенных ресурсов;
недостаточный уровень использования искусственного осеменения;
низкий удельный вес продукции, производимой с использованием современных технологий и оборудования;
недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам;
нерегулируемость экономических отношений в цепочке "сельхозтоваропроизводитель - перерабатывающая промышленность – оптовая и розничная торговля", где, в конечном счете, на долю производителей приходится 20-30 процентов вместо 50-55 процентов от розничной цены на готовую продукцию.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса республики, которые необходимо решить в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются:
1) технико-технологическое отставание сельского хозяйства республики из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
2) ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, недостаточного развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
3) медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Динамичное и эффективное создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, их ресурсной и производственной базы на основе повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности становится одним из приоритетных направлений экономической политики Республики Саха (Якутия).
.
В развитии агропромышленного комплекса существуют основные проектные направления, работа по которым является ключевой для решения перспективных задач.
Прогнозное развитие аграрного сектора Якутии предполагает и товарное, и жизнеобеспечивающее (традиционное) направления. Определение их конкретного соотношения в разрезе муниципальных районов, поселений (наслегов) и отдельных товаропроизводителей критически важно для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, в том числе бюджетных.
По прогнозу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) государственная политика будет направлена на преодоление проблем в агропромышленном комплексе (далее - АПК) с целью наращивания объемов агропромышленного производства и удовлетворения растущего спроса населения в продовольственных товарах, повышения уровня и качества жизни сельского населения.
Основные задачи долгосрочного развития АПК:
1) регулирование экономических взаимоотношений между всеми субъектами производственного процесса в сельскохозяйственной отрасли при доминировании интересов сельхозтоваропроизводителей;
2) дальнейшее усиление взаимодействия государственной власти с органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере агропромышленного производства;
3) повышение конкурентоспособности местных производителей продовольственных товаров на внутреннем рынке и увеличение доли отраслей с высокой степенью переработки с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО);
4) обеспечение перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе технико-технологического перевооружения производства, повышения плодородия почв;
5) реструктуризация убыточной экономики и финансовое оздоровление отраслей АПК.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции: