Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2013 года N 129

Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 25.12.2015 N 532, вступившего в силу со дня опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2015).
____________________________________________________________________

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и с учетом основных положений государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934 Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую проектную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее – Программа).

2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

   Председатель Правительства
     Республики Саха (Якутия)
     Г. ДАНЧИКОВА

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 13 мая 2013 г. N 129

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы”

ПАСПОРТ проектной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"


Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ
 "О развитии сельского хозяйства"
;

 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Ука зом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120;

 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717;

 государственная программа Республики Саха (Якутия) " Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 годы ", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия)
 от 07.10.2011 N 934 (в ред. от 13.12.2011 N 1102)

Заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)

Соисполнители Программы

Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйста и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерство спорта Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

Подпрограммы

"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства";

 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции";

 "Поддержка малых форм хозяйствования";

 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие";

 "Обеспечение реализации проектной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сы рья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";

 "Развитие традиционных промыслов сельского населения Республики Саха (Якутия)" ;

 " Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

 "Устойчивое развитие сельских территорий"

Программно-целевые инструменты Программы

"Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года" (проект)
 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения  Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы"  (проект)

Цели Программы

обеспечение роста объемов произ водства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия);

 решение многоплановых задач комплексного развития сельскохозяйственного производства и территориального развития сельской местности;

 повышение конкурентоспособности
 сельскохозяйственной продукции, производимой республиканскими сельхозтоваропроизводителями на основе инновационного развития агропромышленного комплекса;

 создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);

 воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;

 обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей Республики Саха (Якутия)

Задачи Программы

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;

 развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

 осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

 поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

 повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

 поддержка малых форм хозяйствования;

 обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

 повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его финансовой устойчивости;

 повышение качества жизни сельского населения;

 стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса

Целевые индикаторы и показатели Программы

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

 индекс производства продукции растениеводства
 (в сопоставимых ценах);

 индекс производства продукции животноводства
 (в сопоставимых ценах);

 индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

 индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

 рентабельность сельскохозяйственных организаций;

 среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

Сроки реализации Программы

2013 - 2020 годы

Объем бюджетных   
ассигнований      

общий  объем   финансовых   ресурсов   на   реализацию
Программы составляет 77 675 307 тыс. рублей (в текущих
ценах);                                               
объем    бюджетных    ассигнований    на    реализацию
подпрограммы за счет средств бюджета  Республики  Саха
(Якутия) составляет 55 513 617 тыс. рублей (в  текущих
ценах);                                               
общий  объем   финансовых   ресурсов   на   реализацию
Программы  из  средств   бюджетов   органов   местного
самоуправления составляет 272 560 тыс. рублей;        
объем финансовых ресурсов из  внебюджетных  источников
составляет 8 438 963 тыс. рублей.                     
Объем ресурсного обеспечения реализации  Программы  по
годам составляет, всего:                              

в 2013 году - 9 148 340  тыс. рублей                  
в 2014 году - 8 461 923  тыс. рублей                  
в 2015 году - 9 766 244  тыс. рублей                  
в 2016 году - 10 059 760 тыс. рублей                  
в 2017 году - 10 059 760 тыс. рублей                  
в 2018 году - 10 059 760 тыс. рублей                  
в 2019 году - 10 059 760 тыс. рублей                  
в 2020 году - 10 059 760 тыс. рублей,                 

из них:                                               
за счет средств государственного бюджета Республики   
Саха (Якутия):                                        

в 2013 году - 7 837 036 тыс. рублей                   
в 2014 году - 7 209 233 тыс. рублей                   
в 2015 году - 7 932 586 тыс. рублей                   
в 2016 году - 8 291 964 тыс. рублей                   
в 2017 году - 8 291 964 тыс. рублей                   
в 2018 году - 8 291 964 тыс. рублей                   
в 2019 году - 8 291 964 тыс. рублей                   
в 2020 году - 8 291 964 тыс. рублей,                  

за   счет   средств    бюджетов    органов    местного
самоуправления:                                       

в 2013 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2014 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2015 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2016 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2017 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2018 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2019 году - 34 070 тыс. рублей                      
в 2020 году - 34 070 тыс. рублей                      

Ожидаемые         
результаты        
реализации        
Программы         

повышение  удельного  веса  местных  продовольственных
товаров в  общих  их  ресурсах  с  учетом  переходящих
запасов  к  2020  году  до:  зерно  -  59   процентов,
картофель - 93,2 процентов, мясо и мясопродукты - 67,7
процентов, молоко и молокопродукты - 80,5 процентов;  
увеличение производства продукции сельского  хозяйства
в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых  ценах)  в
2020 году по отношению к 2012 году на 13,2 процента;  
увеличение     среднего     уровня      рентабельности
сельскохозяйственных организаций до 6,9  процентов  (с
учетом субсидий);                                     
повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве
к 2020 году до 186,7 процентов.                       

I. Общая характеристика сферы реализации, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года


Проектная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Программа основана на положениях Послания Президента России и разработана на принципах проектного финансирования мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы Российской Федерации.

Программа является важным социально-экономическим инструментом, призванным решить многоплановые задачи комплексного развития сельскохозяйственного производства и территориального развития сельской местности.

Агропромышленный комплекс Якутии и его основная отрасль - сельское хозяйство являются одними из системообразующих сфер экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Республики Саха (Якутия). Кроме того, сельское хозяйство в регионе имеет важное значение как форма традиционного уклада жизни для целого ряда территорий и большого слоя населения.

Программа направлена на эффективное взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования с целью четкого и ясного ранжирования расходов бюджетов - на превалирование в структуре бюджетных расходов на развитие, а не на поддержание существующего положения.

1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)


Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Дальневосточного федерального округа. В состав республики входят 34 муниципальных района, 2 городских округа, 13 городов, 42 поселка городского типа и 586 сельских населенных пунктов.

Площадь республики составляет 3083,5 тыс. кв. километров, из которых сельскохозяйственные угодья, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Росреестр) на 01 января 2012 года составляют 1637,7 тыс. га.

Население - 958,5 тыс. человек, в том числе сельское население –35,8 процента от общего населения. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2010 году, составила 27 тыс. человек или 5,6 процентов от общей численности по всем отраслям экономики республики. В сельскохозяйственных организациях работников насчитывалось 9,2 тыс. человек, в пищевой промышленности – 4,5 тыс. человек. Одной из особенностей населения Республики Саха (Якутии) является его крайне неравномерное размещение: наиболее плотно заселена ее центральная часть.

Сельскохозяйственным производством по состоянию на 01 января 2012 года по данным Росреестра в республике занимаются 374 сельскохозяйственные организации и 248 родовых общин, 3 841 крестьянско-фермерских хозяйств. Более 87 тысяч личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока, картофеля и овощей.

В соответствии с нормами Всемирной торговой организации Республика Саха (Якутия) отнесена к категории неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов с интегральным показателем ниже среднероссийского значения. Внешние кризисные факторы усложняют развитие сельскохозяйственного производства республики, которая функционирует в суровых природно-климатических условиях, на территориях со слаборазвитой инфраструктурой, особенно транспортной и энергетической. Представляется сложным оценка влияния изменения климата - по прогнозу Росгидромета, на реках Якутии сильные паводки будут случаться вдвое чаще, чем в наше время. Совокупность этих факторов придает отрицательный дисбаланс достигнутым положительным тенденциям, приводит к неустойчивости сектора.

За период реализации приоритетного Всероссийского национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, произошла стабилизация производства валовой продукции сельского хозяйства, улучшились экономические показатели сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий (только в 2011 году введено в эксплуатацию 37,5 тыс. кв. метров жилья на селе). Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы роста показателей в оленеводстве и табунном коневодстве. В целях укрепления материально-технической базы за последние годы сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено 463 трактора, построено 92 коневодческие базы и 20 свиноферм, построено, реконструировано и модернизировано 111 животноводческих объектов. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами составляет 86 процентов, зерноуборочными комбайнами - 72 процента, кормоуборочными комбайнами – 70 процентов, косилками всех видов – 94 процента.

Республика является одним из лидеров инвестиционной активности в сельском хозяйстве на Дальнем Востоке. Важную роль в достигнутом результате сыграли своевременные меры, принятые в республике по поддержке сельского хозяйства и сельских территорий. На решение вопросов социально-экономического развития села было направлено свыше 41 млрд рублей бюджетных средств или в среднем 29-30 копеек на каждый рубль произведенной продукции.

Но стоит отметить, что эффект от этих финансовых инвестиций в отрасль оказался ниже ожидаемого ввиду отсутствия мотивации сельских поселений к самоорганизации, к внедрению в производство передовых технологий. Предыдущая система поддержки аграрного сектора не стимулировала развитие производства, а способствовала только выживанию отрасли.

Тем не менее, интенсивное развитие северного оленеводства и табунного коневодства обеспечили в 2011 году по сравнению с 2002 годом прирост поголовья оленей на 47,2 процента и лошадей на 30,6 процента. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции наблюдается рост товарности. Наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств.

За счет мер государственной поддержки по обеспечению горюче-смазочными материалами и семенами, техникой и оборудованием, ежегодно в среднем на 7 процентов расширяются посевные площади под кормовые культуры. Существует незначительный рост показателей в птицеводстве, охотничьем и рыбном промыслах, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

В Республике Саха (Якутия) имеются следующие условия для развития сельскохозяйственного производства и производства пищевой и перерабатывающей промышленности:

наличие сельскохозяйственных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;

наличие пашни для производства зерна, картофеля и овощей;

наличие племенной базы по коневодству, оленеводству, крупному рогатому скоту, в том числе высокопродуктивных пород молочного скота;

наличие трудовых ресурсов;

наличие помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птицы;

наличие производственных мощностей для переработки сельскохозяйственной продукции;

наличие спроса населения на качественную продукцию, производимую местными производителями.

Факторами, сдерживающими развитие агропромышленного комплекса, являются:

недостаточность племенных ресурсов;

недостаточный уровень использования искусственного осеменения;

низкий удельный вес продукции, производимой с использованием современных технологий и оборудования;

недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам;

нерегулируемость экономических отношений в цепочке "сельхозтоваропроизводитель - перерабатывающая промышленность – оптовая и розничная торговля", где, в конечном счете, на долю производителей приходится 20-30 процентов вместо 50-55 процентов от розничной цены на готовую продукцию.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса республики, которые необходимо решить в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются:

1) технико-технологическое отставание сельского хозяйства республики из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

2) ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, недостаточного развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

3) медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.

Динамичное и эффективное создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, их ресурсной и производственной базы на основе повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности становится одним из приоритетных направлений экономической политики Республики Саха (Якутия).

.

2. Прогноз развития агропромышленного комплекса до 2020 года


В развитии агропромышленного комплекса существуют основные проектные направления, работа по которым является ключевой для решения перспективных задач.

Прогнозное развитие аграрного сектора Якутии предполагает и товарное, и жизнеобеспечивающее (традиционное) направления. Определение их конкретного соотношения в разрезе муниципальных районов, поселений (наслегов) и отдельных товаропроизводителей критически важно для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, в том числе бюджетных.

По прогнозу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) государственная политика будет направлена на преодоление проблем в агропромышленном комплексе (далее - АПК) с целью наращивания объемов агропромышленного производства и удовлетворения растущего спроса населения в продовольственных товарах, повышения уровня и качества жизни сельского населения.

Основные задачи долгосрочного развития АПК:

1) регулирование экономических взаимоотношений между всеми субъектами производственного процесса в сельскохозяйственной отрасли при доминировании интересов сельхозтоваропроизводителей;

2) дальнейшее усиление взаимодействия государственной власти с органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере агропромышленного производства;

3) повышение конкурентоспособности местных производителей продовольственных товаров на внутреннем рынке и увеличение доли отраслей с высокой степенью переработки с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО);

4) обеспечение перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе технико-технологического перевооружения производства, повышения плодородия почв;

5) реструктуризация убыточной экономики и финансовое оздоровление отраслей АПК.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»