ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2003 года N 126
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в редакции постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.04.2006 N 122, от 24.11.2011 N 581)
В целях повышения эффективности государственной поддержки страхового дела в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития страхового дела в Республике Саха (Якутия) согласно приложению N 1.
2. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 1999 года N 1104-р "О Совете по страховому делу при Правительстве Республики Саха (Якутия)".
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 N 581.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.04.2006 N 122.
5. Координационному совету по страховому делу при Правительстве Республики Саха (Якутия) в срок до 15 апреля 2003 года внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план мероприятий по реализации Концепции развития страхового дела в Республике Саха (Якутия) на 2003 год.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В современных экономических условиях, и особенно в природно - климатических условиях нашей республики, где существует большая вероятность наступления природных и техногенных катастроф, страхование должно стать необходимым элементом социально - экономической системы общества.
Целью настоящей Концепции является развитие страхового рынка в Республике Саха (Якутия) для обеспечения эффективной, бесперебойной деятельности как коммерческих, так и государственных предприятий и организаций республики в случае чрезвычайных ситуаций, а также страховой защиты населения.
Настоящая Концепция разработана с учетом положений Концепции развития страхования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 N 1361-р.
В России сформирована система современного российского страхового законодательства, созданы предпосылки для развития инфраструктуры страхового рынка, существуют сравнительно крупные страховые компании, способные адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывающие страховые услуги, отвечающие мировым стандартам. Тем не менее, страхование еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства, и по-прежнему бюджет несет основное бремя непредвиденных расходов в случае чрезвычайных ситуаций.
Страховой рынок Республики Саха (Якутия) можно охарактеризовать низкой степенью развития. Доля страховых услуг в ВВП по республике составляет 1%, по России данный показатель составляет 3%, в экономически развитых странах этот показатель составляет 8-10% от ВВП. Основная причина - это низкая платежеспособность и неразвитая страховая культура населения и хозяйствующих субъектов.
В республике осуществляют свою страховую деятельность 15 страховых компаний, в том числе 8 местных компаний, 7 филиалов и представительств страховых организаций из других регионов России. На начало 2002 года в системе страхового бизнеса занято 630 человек. В совокупном объеме страховых взносов, собираемых в республике, доля добровольного страхования составляет 11,2%, на обязательное страхование приходится 88,8%. Кроме того, доля страховых взносов обязательного страхования с 2003 года заметно увеличится в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Общая величина уставного капитала страховых компаний, зарегистрированных в Республике Саха (Якутия), составляет свыше 55 млн. рублей, количество действующих договоров страхования превышает 140 тысяч. Финансовые возможности местных страховых компаний по покрытию крупных убытков остаются низкими. На этом фоне происходит активизация деятельности страховых организаций из других регионов России. Их роль и влияние на развитие страхового рынка республики нельзя оценить однозначно. К положительным результатам присутствия инорегиональных страховщиков можно отнести улучшение качества обслуживания в сфере страхования, введение новых страховых продуктов и т.п., к отрицательным - доминирование внереспубликанских страховщиков на внутреннем рынке, ведение недобросовестной конкуренции и демпинговой политики, отток финансовых ресурсов в качестве страховых взносов за пределы республики и т.д.
Стратегической целью развития страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в Республике Саха (Якутия), обеспечивающей:
адресное использование резерва предупредительных мероприятий страховых компаний, осуществляющих страховую деятельность на территории республики, для профилактики, предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
реальную компенсацию убытков, причиняемых в случае непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на республиканский бюджет;
использование страховых резервов как источника инвестиционных ресурсов.
При этом система страхования должна быть способной удовлетворить все потребности в страховании.
Для достижения указанных целей необходимо:
эффективное государственное регулирование и поддержка страховой деятельности;
обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
внесение предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной базы страховой деятельности;
повышение уровня страховой культуры и страховых услуг.
Регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение намеченных мер по развитию региональной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.
Необходимо повышение роли местных страховых организаций в реализации государственной политики в области страхования, поощрение различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов.
Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:
I. Обеспечение за счет бюджетных средств:
страхования имущества организаций бюджетной сферы;
страхования государственных служащих, отдельных категорий работников бюджетной сферы;
страхования имущества, находящегося в государственной собственности, отнесенной к категории стратегически важных объектов для экономики республики, и государственных объектов повышенной опасности;
страхования сельскохозяйственных рисков путем создания республиканского сельскохозяйственного страхового резерва с привлечением собственных средств организаций агропромышленного комплекса республики.
II. Нормативно-правовое обеспечение регионального страхового рынка, включающее:
разработку условий конкурсов по страхованию государственной собственности в соответствии с действующим федеральным законодательством;
выработку процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность страховщиков и брокеров, осуществляющих свою работу на территории Республики Саха (Якутия);
меры по поддержке работодателей, предоставляющих социальную защиту своим работникам через добровольное страхование жизни своих работников, добровольное медицинское страхование и добровольное страхование от несчастных случаев.
III. Инвестирование страховых резервов, сформированных из собранных на территории республики страховых взносов, в экономику Республики Саха (Якутия).
IV. Установление контроля со стороны органов исполнительной власти республики за страховой деятельностью, предполагающее:
контроль за финансовым обеспечением страховых операций, проводимых на территории Республики Саха (Якутия);
создание условий для организации на территории республики аудиторских фирм, специализирующихся на страховании;
организацию и содействие деятельности Координационного совета по страховому делу.
Деятельность Координационного совета по страховому делу должна осуществляться в постоянном взаимодействии с:
органами законодательной и исполнительной власти;
правоохранительными и налоговыми органами в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования;
органами, осуществляющими антимонопольную политику, в целях развития конкуренции на страховом рынке;
заинтересованными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республики в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству;
региональной инспекцией Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, с общественными объединениями страховщиков.
Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма, в том числе пресечение злоупотреблений страховыми организациями доминирующим положением, включающих установление необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.
Обеспечение стабильности страхового рынка посредством создания инфраструктуры, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно - аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц. Для этого необходимо:
на базе информационно-аналитических данных Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) при Координационном совете по страховому делу создать общественный информационный центр, выполняющий функции сбора и опубликования статистических данных о чрезвычайных событиях и деятельности страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность на территории Республики Саха (Якутия);
проведение выставок и презентаций услуг страховых организаций;
подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования;
популяризация страхования через средства массовой информации;
создание системы профессиональной подготовки кадров в сфере страхования и всемерное развитие страховой науки.
Увеличение внутреннего спроса на страховые услуги, активная государственная поддержка страхования, развитие инфраструктуры обеспечат появление устойчивых местных страховых компаний, способных конкурировать с крупными страховыми организациями России. В свою очередь, это поможет создать необходимые предпосылки для активного выхода местных страховщиков на другие региональные рынки и соответствующего дополнительного притока инвестиционных ресурсов в экономику Республики Саха (Якутия).
Реализация Концепции позволит:
повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных страховых рисков путем повышения уровня надежности страховых организаций и возможности получения качественных страховых услуг независимо от места нахождения страхователя или страхуемого объекта;
повысить качество и расширить круг предлагаемых страховых услуг;
повысить конкурентоспособность страховых организаций Республики;
обеспечить привлечение в экономику республики дополнительных инвестиционных ресурсов, аккумулируемых через страхование;
укрепить систему государственного контроля за страховой деятельностью на территории субъекта;
увеличить оперативность рассмотрения на государственном уровне предложений, направленных на совершенствование страхового рынка республики;
оптимизировать условия по развитию добровольных видов страхования;
решение вопросов социально-экономической политики государства через страхование.
ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО СТРАХОВОМУ ДЕЛУ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Утратило силу. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 N 581.
СОСТАВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО СТРАХОВОМУ ДЕЛУ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.04.2006 N 122.