Подготовка врачебных кадров за 2008-2012 годы
Врачебные кадры | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||
Бюджетные места | Бюджетные места | Бюджетные места | Бюджетные места | Коммерческие места | Бюджетные места | Коммерческие места | |
Выпуск Мединститута СВФУ | 368 | 207 | 222 | 160 | 41 | 140 | 66 |
Направлено в аспирантуру, клиническую ординатуру, клиническую интернатуру | 138 | 51 | 22 | 167 | 168 | ||
Самостоятельное трудоустройство (декретный отпуск, выезд за пределы и др. причины) | 31 | 14 | 17 | 34 | 18 | ||
Выпускники центральных медицинских вузов | 34 | 29 | 14 | 34 | 6 | ||
из них: направлено в улусы (районы) Республики Саха (Якутия) | 16 | 18 | 12 | 20 | 6 |
Из центральных медицинских высших учебных заведений прибыли с прохождением интернатуры на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова 6 врачей.
Потребность в медицинских работниках составляется на основании заявок руководителей учреждений здравоохранения с периодичностью один раз в полугодие. От руководителей медицинских учреждений на 2012 год поступила заявка на 613 врачей, в т.ч. от улусов (районов) Республики Саха (Якутия) - 445, медицинских учреждений г. Якутска – 168.
Окончили клиническую интернатуру из выпуска 2011 года на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 162 врача, в том числе направлены в улусы (районы) Республики Саха (Якутия) 74 врача.
Из центральных медицинских вузов прибыли 10 врачей.
Окончили клиническую ординатуру в 2012 году на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова 40 врачей и центральные медицинские ВУЗы - 18 врачей.
Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, которое может быть обеспечено новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), созданием на основе модульного и компетентного подходов интегрированных программ специальностей, которые являлись бы не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое.
Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, причем начиная с младших курсов, а на старших она особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога. Первый выпуск специалистов, подготовленных по новым стандартам, планируется в 2016-2017 годах. Таким образом, с 2017 года отпадает необходимость в интернатуре как в переходном этапе послевузовской подготовки.
Кроме этого подразумевается, что на этапе вузовской подготовки будет осуществляться состыковка новых образовательных стандартов с новыми стандартами оказания медицинской помощи. Однако для вузовской подготовки врача необходимы хорошо оснащенные клинические базы, современное учебное оборудование, тренажеры и фантомные классы, компьютерное обеспечение.
Система отработки практических навыков и умений отражена появлением в стандарте нового блока дисциплин, объединенных в одну группу "Практическая подготовка". В ФГОС также отработаны различные механизмы расширения базы учебно-методического обеспечения за счет использования электронных учебников, информационных образовательных ресурсов.
В Медицинском институте Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова с целью отработки практических навыков студентов, курсантов послевузовского обучения и обучения парамедиков на фантомах в рамках Программы развития университета создается Симуляционный центр с имитацией рабочего места практического врача (больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, процедурные кабинеты и др.). Для студентов-стоматологов будут открыты индивидуальные рабочие места, оснащенные фантомами. Для студентов-провизоров будут созданы индивидуальные рабочие места провизоров (с имитацией приготовления лекарственных средств).
Таким образом, Медицинский институт обеспечит условия, позволяющие каждому обучающемуся самостоятельно выполнять медицинские манипуляции на роботах, муляжах, тренажерах и симуляторах в соответствии с программами обучения, повысит качество обучения студентов, клинических интернов, ординаторов, слушателей факультет последипломного обучения врачей, парамедиков. Занятия в центре позволят вести пропаганду и распространение грамотности в вопросах оказания первой медицинской помощи и формированию компетентности при оказании экстренной помощи.
На создание медицинской службы университета в виде Клиники Медицинского института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова предусмотрено финансирование расходов для приобретения современного диагностического и лечебного оборудования, которое позволит поднять на новый уровень качество оказания медицинской помощи студентам, преподавателям и сотрудникам университета, а также существенно расширит собственную клиническую базу Медицинского института.
Важность последипломной подготовки врачей ни у кого не вызывает сомнений. Более того, именно на последипломном этапе происходит становление, формирование личности специалиста, проявляются его профессиональные качества, увеличивается объем знаний, накапливается опыт. Помочь специалисту в освоении новых методов, в получении новых данных и быть в курсе современного состояния конкретной области медицины призваны курсы повышения квалификации специалистов, проводимые в рамках последипломного обучения.
Последипломное обучение врачей проводится на базе факультета последипломного обучения врачей Медицинского института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова. Открытие данного факультета позволило решить проблему последипломной подготовки врачей Республики Саха (Якутия) в целом, поскольку из-за сложного финансово-экономического положения медицинские работники лишились возможности выезжать на циклы повышения квалификации в центральные медицинские вузы страны. За пять лет работы факультета в 2007-2011 годах прошли подготовку и переподготовку 6349 врачей (табл.4). Факультетом проводится последипломное обучение по 29 специальностям, согласно перечню профессиональных образовательных программ, прилагаемых к лицензии на право ведения образовательной деятельности. По специальностям, не входящим в данный Перечень, проводятся специализации с привлечением специалистов из ведущих вузов страны.
Руководителями медицинских учреждений на 2012 год была подана заявка на повышение квалификации 1236 врачей и 1968 среднего медицинского персонала.