Действующий

Об утверждении комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы"

Таблица 3

Подготовка врачебных кадров за 2008-2012 годы


Врачебные кадры

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Бюджетные места

Бюджетные места

Бюджетные места

Бюджетные места

Коммерческие места

Бюджетные места

Коммерческие места

Выпуск Мединститута СВФУ

368

207

222

160

41

140

66

Направлено в аспирантуру, клиническую ординатуру, клиническую интернатуру

138

51

22

167

168

Самостоятельное трудоустройство (декретный отпуск, выезд за пределы и др. причины)

31

14

17

34

18

Выпускники центральных медицинских вузов

34

29

14

34

6

из них: направлено в улусы (районы) Республики Саха (Якутия)

16

18

12

20

6

Из центральных медицинских высших учебных заведений прибыли с прохождением интернатуры на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова 6 врачей.

Потребность в медицинских работниках составляется на основании заявок руководителей учреждений здравоохранения с периодичностью один раз в полугодие. От руководителей медицинских учреждений на 2012 год поступила заявка на 613 врачей, в т.ч. от улусов (районов) Республики Саха (Якутия) - 445, медицинских учреждений г. Якутска – 168.

Окончили клиническую интернатуру из выпуска 2011 года на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 162 врача, в том числе направлены в улусы (районы) Республики Саха (Якутия) 74 врача.

Из центральных медицинских вузов прибыли 10 врачей.

Окончили клиническую ординатуру в 2012 году на базе Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова 40 врачей и центральные медицинские ВУЗы - 18 врачей.

Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, которое может быть обеспечено новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), созданием на основе модульного и компетентного подходов интегрированных программ специальностей, которые являлись бы не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое.

Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, причем начиная с младших курсов, а на старших она особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога. Первый выпуск специалистов, подготовленных по новым стандартам, планируется в 2016-2017 годах. Таким образом, с 2017 года отпадает необходимость в интернатуре как в переходном этапе послевузовской подготовки.

Кроме этого подразумевается, что на этапе вузовской подготовки будет осуществляться состыковка новых образовательных стандартов с новыми стандартами оказания медицинской помощи. Однако для вузовской подготовки врача необходимы хорошо оснащенные клинические базы, современное учебное оборудование, тренажеры и фантомные классы, компьютерное обеспечение.

Система отработки практических навыков и умений отражена появлением в стандарте нового блока дисциплин, объединенных в одну группу "Практическая подготовка". В ФГОС также отработаны различные механизмы расширения базы учебно-методического обеспечения за счет использования электронных учебников, информационных образовательных ресурсов.

В Медицинском институте Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова с целью отработки практических навыков студентов, курсантов послевузовского обучения и обучения парамедиков на фантомах в рамках Программы развития университета создается Симуляционный центр с имитацией рабочего места практического врача (больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, процедурные кабинеты и др.). Для студентов-стоматологов будут открыты индивидуальные рабочие места, оснащенные фантомами. Для студентов-провизоров будут созданы индивидуальные рабочие места провизоров (с имитацией приготовления лекарственных средств).

Таким образом, Медицинский институт обеспечит условия, позволяющие каждому обучающемуся самостоятельно выполнять медицинские манипуляции на роботах, муляжах, тренажерах и симуляторах в соответствии с программами обучения, повысит качество обучения студентов, клинических интернов, ординаторов, слушателей факультет последипломного обучения врачей, парамедиков. Занятия в центре позволят вести пропаганду и распространение грамотности в вопросах оказания первой медицинской помощи и формированию компетентности при оказании экстренной помощи.

На создание медицинской службы университета в виде Клиники Медицинского института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова предусмотрено финансирование расходов для приобретения современного диагностического и лечебного оборудования, которое позволит поднять на новый уровень качество оказания медицинской помощи студентам, преподавателям и сотрудникам университета, а также существенно расширит собственную клиническую базу Медицинского института.

Важность последипломной подготовки врачей ни у кого не вызывает сомнений. Более того, именно на последипломном этапе происходит становление, формирование личности специалиста, проявляются его профессиональные качества, увеличивается объем знаний, накапливается опыт. Помочь специалисту в освоении новых методов, в получении новых данных и быть в курсе современного состояния конкретной области медицины призваны курсы повышения квалификации специалистов, проводимые в рамках последипломного обучения.

Последипломное обучение врачей проводится на базе факультета последипломного обучения врачей Медицинского института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова. Открытие данного факультета позволило решить проблему последипломной подготовки врачей Республики Саха (Якутия) в целом, поскольку из-за сложного финансово-экономического положения медицинские работники лишились возможности выезжать на циклы повышения квалификации в центральные медицинские вузы страны. За пять лет работы факультета в 2007-2011 годах прошли подготовку и переподготовку 6349 врачей (табл.4). Факультетом проводится последипломное обучение по 29 специальностям, согласно перечню профессиональных образовательных программ, прилагаемых к лицензии на право ведения образовательной деятельности. По специальностям, не входящим в данный Перечень, проводятся специализации с привлечением специалистов из ведущих вузов страны.

Руководителями медицинских учреждений на 2012 год была подана заявка на повышение квалификации 1236 врачей и 1968 среднего медицинского персонала.