ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 апреля 2013 года N 108
Об утверждении комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы"
В целях повышения квалификации медицинских кадров, проведения оценки уровня их квалификации, поэтапного устранения дефицита медицинских кадров и обеспечения социальных гарантий медицинских работников Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы" (далее - Программа).
2. Министерствам и ведомствам - исполнителям Программы обеспечить исполнение и финансирование мероприятий за счет текущего финансирования, в пределах соответствующих государственных программ.
3. Определить Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.) координатором Программы.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 01 апреля 2013 г. N 108
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. |
Органы управления Программой | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Координаторы Программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики и исполнители программы | - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); |
Цели программы | - совершенствование и перспективное развитие обеспеченности медицинскими кадрами Республики Саха (Якутия); |
Основные задачи программы | - проведение анализа состояния врачебных кадров республики и технического оснащения системы учета кадрового потенциала для обеспечения занятости и рационального трудоустройства медицинских работников; |
Срок реализации Программы | 2013-2017 годы |
Источники финансирования Программы | Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программы, составляет всего |
Перечень основных мероприятий | - разработка методических рекомендаций учреждениям здравоохранения Республики Саха (Якутия) о порядке планирования кадрового обеспечения с учетом потребности населения в медицинской помощи на 2013-2017 годы; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Республики Саха (Якутия); |
Целевая группа; | 1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения: |
Республика Саха (Якутия) - самый большой по площади регион на северо-востоке Российской Федерации, территория составляет почти одну пятую часть России площадью более 3 млн. кв. км. Якутия - один из самых холодных регионов в мире. Годовая амплитуда температур воздуха составляет более 100 градусов.
Якутия имеет население 949 тыс. человек и, соответственно, низкую плотность населения (0,3 человека на 1 кв. км). Более 40 % территории республики находится за Полярным кругом, где проживают всего 7 % населения, в том числе представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный кочевой образ жизни.
В настоящее время в состав республики входят 34 муниципальных района и 2 городских округа, 409 городских и сельских поселений.
В республике из 676 населенных пунктов 50 % относится к категории малонаселенных, 44 % - к категории труднодоступных, отдаленных, 12 районов имеют население ниже 10 тысяч населения. Одна треть населения проживает в сельской местности.
91,8 % территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания, сообщение, в основном, воздушное, есть водное и автомобильное сообщения (сезонное). При этом из 34 районов 76 % не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Самый отдаленный населенный пункт находится на расстоянии 3 189 км от г. Якутска, а внутри районов расстояния от фельдшерских пунктов до центральной районной больницы составляют до 400 км при отсутствии круглогодичного дорожного сообщения. Почти 90 % дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям.
Всего по республике развернуто 580 учреждений здравоохранения, в том числе республиканских - 20.
Кадровая политика системы здравоохранения в годы ее модернизации, проводимой в Российской Федерации, направлена на формирование, развитие и профессиональное совершенствование специалистов. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с запросами отрасли. Основной стратегией развития медицинского образования является необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов с учетом потребности государства в конкретных категориях медицинских работников.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия), как и во многих регионах Российской Федерации, сложилась нестабильная ситуация по медицинским кадрам.
В здравоохранении республики трудится 22 875 человек. Численность врачей всех специальностей на 1 января 2013 года составляет 4 574 чел. (таблица 1).
Основные показатели по кадрам
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||||
врачи | средний медпер-сонал | врачи | средний медпер-сонал | врачи | средний медпер-сонал | врачи | средний медпер-сонал | врачи | средний медпер-сонал | врачи | средний медпер-сонал | |
Штаты | 5919,75 | 13185,75 | 5973,75 | 13203,75 | 6025,5 | 13136,25 | 5931,25 | 12871,5 | 5952,75 | 12859 | 5 614 | 12 014 |
Обеспеченность на 10 тыс. населения | 47,9 | 122,1 | 47,7 | 121,7 | 49,9 | 121 | 49,4 | 119,2 | 48,1 | 117,0 | 47,7 | 116,0 |
Физические лица | 4547 | 11599 | 4695 | 11582 | 4743 | 11492 | 4686 | 11319 | 4613 | 11216 | 4 574 | 11 113 |
Укомплектованность (%) | 76,8 | 88 | 76 | 87,7 | 78,7 | 87,5 | 78,8 | 86,1 | 75,3 | 85,4 | 74,6 | 84,0 |
В течение года выбыло: | 417 | 923 | 499 | 1012 | 471 | 1024 | 561 | 1197 | 555 | 1123 | 627 | 1 126 |
В течение года прибыло: | 499 | 871 | 644 | 1002 | 574 | 934 | 600 | 1026 | 479 | 1031 | 589 | 1 041 |
Укомплектованность штатных должностей физическими лицами - 74,6%. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет 47,7 (по Российской Федерации 44,0 – 2011 г., по Дальневосточному федеральному округу – 46,7 – 2011 г.), в том числе по специальностям:
- врачами-терапевтами - 7,5; врачами-хирургами – 2,2; врачами акушер-гинекологами – 5,8; врачами-педиатрами 19,8; врачами-неонатологами – 37,9.
Численность среднего медицинского персонала составила 11 113 чел., обеспеченность на 10 тыс. населения - 116,0 (по Российской Федерации – 92,4, по Дальневосточному федеральному округу – 92,0 – 2011 г.), укомплектованность – 84,0 %.
В учреждениях здравоохранения, обслуживающих сельское население, работают 825 врачей и 3 146 работников среднего медицинского персонала. Из общего числа среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов работают 292 человек.
За 2012 год численность врачей уменьшилась на 38 человек (0,8 %), работников среднего медицинского персонала на 103 человек (0,9 %).
Показатель соотношения количества единиц штатных должностей "врач: средний медицинский персонал" - 1:2,2 (2011 год - 1:2) (по Российской Федерации – 1:2,1).
Коэффициент совместительства: врачей - 1,4 (2011 год - 1,4) среднего медицинского персонала - 1,3 (2011 год – 1,2).
Общее количество штатных должностей: врачей - 5 614,0, среднего медицинского персонала – 12 014,0. В системе здравоохранения не заняты 131,25 врачебных должностей и 114,5 должностей среднего медицинского персонала.
Дефицит медицинских кадров по расчетам Центрального научно- исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации составил 230 врачей и 2165 среднего медицинского персонала.
Эффективное развитие системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.
Необходимо отметить, что в последние годы в Республике Саха (Якутия) остаются актуальными вопросы распределения и закрепления как врачей, так и среднего медицинского персонала. Особенности обеспечения медицинскими кадрами Республики Саха (Якутия) предопределяют необходимость формирования дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы, в интересах функционирования отрасли.
Следует отметить основную проблему - это низкая укомплектованность врачебными кадрами арктических районов. Так, в ряде районов арктической зоны этот показатель не достигает и 50 %: в Аллаиховском – 49 %, в Верхоянском – 49,4 %, в Нижнеколымском – 48 %, в Оймяконском – 47,8 %, в Усть-Янском – 46,6 %.
Крайне неблагоприятно на обеспечение лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами сказывается усилившаяся в последние годы миграция населения, отъезд специалистов за пределы республики. В последние годы число выбывших врачей примерно равно числу поступивших на работу в учреждения здравоохранения. Так, в 2012 году выбыло 627 врачей, из них: естественная убыль врачей составила 115 (13,7 % от числа выбывших), по собственному желанию и переводом - 428. Выехали за пределы республики 42 врача (6,3 %), другие причины –42. Прибыло - 589 врачей.
Не способствует закреплению медицинских кадров и ряд нерешенных социально-бытовых вопросов, в частности, обеспечение врачей и среднего медицинского персонала жильем. Так, по отчетам на 1 января 2013 года не имеют жилплощади 2226 чел. - 7,8 % от числа работающих, из них: 663 врача – 14,3 % и 1181 среднего медицинского персонала – 10,5 %.
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) ежегодно проводит комплексный анализ кадрового потенциала отрасли, включая возрастную структуру медицинского персонала, движение медицинских кадров, профессиональную подготовку медицинских работников, а также потребность учреждений здравоохранения в квалифицированных кадрах.
Возрастная характеристика кадрового потенциала показывает, что кадровый состав учреждений здравоохранения молодеет, численность специалистов самого трудоспособного возраста увеличивается, а численность возрастной группы старше 50 лет уменьшается. При этом средний возраст равен 41 году.
Подготовка врачебных кадров ведется в республике в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. На сегодняшний день лечебно-профилактические учреждения республики в основном укомплектованы кадрами, окончившими данный Медицинский институт - 85 % врачей от числа работающих.
В Мединституте студенты обучаются по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Фармация", "Медико-профилактическое дело". Подготовка врачебных кадров осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 г. N 206 "Об утверждении Положения о порядке формирования и размещения государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)", от 29 мая 2012 г. N 220 "О Порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их трудоустройства". Приоритетным направлением является подготовка врачей учреждений здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах улусов (районов) Республики Саха (Якутия).
Контрольные цифры приема в Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова за 2008-2012 годы
Специальность | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||
Бюджет РФ | Госбюджет РС (Я) | Бюджет РФ | Госбюджет РС (Я) | Бюджет РФ | Госбюджет РС (Я) | Бюджет РФ | Госбюджет РС (Я) | Бюджет РФ | Госбюджет РС (Я) | |
Лечебное дело | 100 | - | 104 | - | 23 | 56 | 58 | 50 | 98 | 35 |
Педиатрия | 50 | - | 47 | - | 27 | 17 | 50 | 21 | 40 | 30 |
Стоматология | 10 | - | 16 | - | 15 | - | 15 | 14 | 12 | 1 |
Фармация | - | 23 | - | 24 | - | 25 | - | 25 | - | |
Медико-профилактическое дело | 160 | - | 190 | - | - | - | 25 | - | 15 | - |
ИТОГО | 320 | - | 380 | - | 89 | 73 | 173 | 85 | 190 | 66 |
В рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2011 года 1011-3 N 917-IV "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2012 года N 220 "О порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их трудоустройства" формируется государственный заказ на специалистов, в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив республики, что составляет основу планов целевого приема в Медицинский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова". Основной задачей целевой контрактной подготовки является обеспечение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, подготовка и привлечение специалистов для сельской местности, преимущественно для северных и арктических улусов, создание условий для гарантированного закрепления специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях, ведущих хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия). За счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) лицам, обучившимся по целевой контрактной подготовке, направляемым на работу в учреждения здравоохранения республики оказывается материальная поддержка в оплате проездных расходов с членами их семей, багажа и "подъемных" расходов. Основным обязательством обучившего является - отработка по направлению заказчика-Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) не менее 3 (трех) лет.
В целях подготовки врачей осуществляется заключение трехстороннего договора между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Северо-Восточным федеральным университетам имени М.К. Аммосова и студентом Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова о трудоустройстве в сельские лечебно-профилактические учреждения Республики Саха (Якутия) по окончании Медицинского института. В свою очередь, руководителям учреждений здравоохранения республики необходимо контролировать успеваемость своих будущих специалистов, организовывать для них летние практики, готовить место будущей работы, а также предусматривать жилищные и другие социальные условия.