ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2013 года N 108

Об утверждении комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы"

В целях повышения квалификации медицинских кадров, проведения оценки уровня их квалификации, поэтапного устранения дефицита медицинских кадров и обеспечения социальных гарантий медицинских работников Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы" (далее - Программа).

2. Министерствам и ведомствам - исполнителям Программы обеспечить исполнение и финансирование мероприятий за счет текущего финансирования, в пределах соответствующих государственных программ.

3. Определить Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.) координатором Программы.

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.

5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 01 апреля 2013 г. N 108

Комплексная программа Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы"

ПАСПОРТ комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров на 2013-2017 годы"


Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
;

 - Указ Президента Российской Федерации от
 07 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения;

 - Указ Президента Республики Саха (Якутия)
 от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы"
;

 - распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2012 г. N 474-РП "О мерах по реализации в Республике Саха (Якутия) долгосрочной госуд арственной политики Российской Федерации".

Органы управления Программой

Правительство Республики Саха (Якутия)

Координаторы Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики и исполнители программы

- Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 - Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

 - Министерство образования Республики Саха (Якутия);

 - Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия)

Цели программы

- совершенствование и перспективное развитие обеспеченности медицинскими кадрами Республики Саха (Якутия);

 - поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадро вого дисбаланса Республики Саха (Якутия);

 - обеспечение притока в учреждения здравоохранения врачей и среднего медицинского персонала;

 - планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские учреждения квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению;

 - решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи;

 - повышение престижа профессии медицинского работника.

Основные задачи программы

- проведение анализа состояния врачебных кадров республики и технического оснащения системы учета кадрового потенциала для обеспечения занятости и рационального трудоустройства медицинских работников;

 - достижение полноты укомплектованности медицинских учреждений медицинскими работниками;

 - регулирование подготовки и сохранения медицинских кадров учреждений здравоохранения республики с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки;

 - обеспечение непрерывного обучения врачебных кадров и организация выездных, дистанционных форм повышения квалификации;

 - дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) врачебных кадров на договорной основе;

 - повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

 - развитие и улучшение материально-технической базы;

 - разработка мер по социальной защите медицинских работников и мотивации их к закреплению на рабочих местах, в соответствии с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.

Срок реализации Программы

2013-2017 годы

Источники финансирования Программы

Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программы, составляет всего
 1 030 209,3 тыс. руб., в том числе из средств:
 федерального бюджета - 54 500,0 тыс. руб.
 2013 год - 54 500,0 тыс.руб.
 2014 год - 0,0 тыс.руб.
 2015 год - 0,0 тыс.руб.
 2016 год - 0,0 тыс.руб.
 2017 год - 0,0 тыс.руб.
 государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 975 709,3 тыс.руб:
 2013 год - 264 443,5  тыс.руб.
 2014 год - 277 122,4 тыс.руб.
 2015 год - 294 031,4 тыс.руб.
 2016 год - 93 719,5 тыс.руб.
 2017 год - 46 392,5 тыс.руб.

Перечень основных мероприятий

- разработка методических рекомендаций учреждениям здравоохранения Республики Саха (Якутия) о порядке планирования кадрового обеспечения с учетом потребности населения в медицинской помощи на 2013-2017 годы;

 - совершенствование механизма и условий целевого приема абитуриентов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования с целью последующего их трудоустройства в медицинские учреждения Республики Саха (Якутия);

 - создание условий для непрерывного обучения медицинского персонала (наличие сети Интернет, электронных пособий, справочников, профильных журналов);

 - мониторинг кадрового состава здравоохране-ния, ведение регионального сегмента Федераль-ного регистра медицинских работников, создание электронной базы вакансий;

 - формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников (решение социально-бытовых вопросов, содействие профессиональному росту через переподготовку, обучение в ординатуре и др.;
проведение конкурсов профессионального мастерства "Лучший врач года";
"Лучший средний медицинский работник года" и др.).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 - расширение возможностей повышения квалификационного уровня специалистов с высшим и средним медицинским образованием, профессиональной переподготовки;

 - преодоление негативной тенденции оттока медицинских кадров в трудоспособном возрасте;

 - повышение и достижение наиболее полной укомплектованности врачами и медицинскими сестрами амбулаторно-поликлинического звена в медицинских учреждениях республики;

 - обеспечение населения Республики Саха (Якутия) врачами, по профилю специальностей которых регистрируется наиболее высокая частота распространения болезней на территории республики;

 - переход медицинских организаций на трудовой договор с работником, в котором будут конкретизированы его должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

 - формирование перечня моральных и материальных мотиваций начала и продолжения работы врачей и среднего медицинского персонала;

 - создание базы данных вакантных должностей для специалистов в системе здравоохранения.

Целевая группа;
количественные и качественные показатели целевой группы

1.  Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения:
 - обеспеченность населения Республики Саха (Якутия) врачами 48,9 на 10 тыс. населения;

 - обеспеченность населения Республики Саха (Якутия) средним медицинским персоналом 120,6 на 10 тыс. населения;

 - соотношение врачей и средних медицинских работников - 1:2,9;

 - обеспеченность врачами сельского населения 25,0 на 10 тыс. населения;

 - обеспеченность средним медицинским персоналом сельского населения 92,7 на 10 тыс. населения;

 - обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом сельского населения - 58,8 на 10 тыс. населения;

 - обеспеченность врачами клинических специальностей 58,5 на 10 тыс. населения;

 - укомплектованность амбулаторно-поликлинических организаций и подразделений больничных организаций врачами и средним медицинским персоналом;

 - укомплектованность амбулаторно-поликлинических организаций и подразделений больничных организаций врачами и средним медицинским персоналом, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

 - темп прироста численности врачей по особо востребованным специальностям в Республике Саха (Якутия);

 - темп прироста численности среднего медицинского персонала по особо востребованным специальностям в Республике Саха (Якутия).
 2. Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского персонала:
 - доля врачей и средних медицинских работников, получивших жилье, из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий;

 - доля врачей и средних медицинских работников, обеспеченных жильем, из числа врачей, привлеченных в Республику Саха (Якутия);

 - доля врачей и средних медицинских работников, получивших квартиры на основе льготного кредитования, из числа получивших квартиры;

 - доля медицинских специалистов, обучившихся в рамках целевой подготовки для нужд Республики Саха (Якутия), трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские учреждения системы здравоохранения;

 - доля муниципальных образований, оказывающих меры социальной поддержки медицинским работникам, из общего числа;

 - доля медицинских организаций на трудовой договор с работниками, в котором будут конкретизированы их должностные об язанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

 - число мероприятий по повышению престижа профессии, проводимых на уровне Республики Саха (Якутия);

 - число врачей и среднего медицинского персонала, привлеченных на работу в Республику Саха (Якутия).
 3. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров:
 - количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования;

 - количество подготовленных специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования;

 - количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования;

 - число абитуриентов, направленных на целевую подготовку по программам высшего, среднего послевузовского профессионального образования;

 - число бюджетных и внебюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 - соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) - 5,7%;

 - число специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 - доля врачей, имеющих квалификационные категории, из числа работающих в медицинских организациях Республики Саха (Якутия);

 - доля средних медицинских работников, имеющих квалификационные категории, из числа работающих в медицинских организациях Республики Саха (Якутия);

 - доля медицинских работников, прошедших оценку уровня квалификации;

 - доля аккредитованных специалистов.

Раздел 1. Анализ текущей ситуации и обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Республика Саха (Якутия) - самый большой по площади регион на северо-востоке Российской Федерации, территория составляет почти одну пятую часть России площадью более 3 млн. кв. км. Якутия - один из самых холодных регионов в мире. Годовая амплитуда температур воздуха составляет более 100 градусов.

Якутия имеет население 949 тыс. человек и, соответственно, низкую плотность населения (0,3 человека на 1 кв. км). Более 40 % территории республики находится за Полярным кругом, где проживают всего 7 % населения, в том числе представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный кочевой образ жизни.

В настоящее время в состав республики входят 34 муниципальных района и 2 городских округа, 409 городских и сельских поселений.

В республике из 676 населенных пунктов 50 % относится к категории малонаселенных, 44 % - к категории труднодоступных, отдаленных, 12 районов имеют население ниже 10 тысяч населения. Одна треть населения проживает в сельской местности.

91,8 % территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания, сообщение, в основном, воздушное, есть водное и автомобильное сообщения (сезонное). При этом из 34 районов 76 % не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Самый отдаленный населенный пункт находится на расстоянии 3 189 км от г. Якутска, а внутри районов расстояния от фельдшерских пунктов до центральной районной больницы составляют до 400 км при отсутствии круглогодичного дорожного сообщения. Почти 90 % дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям.

Всего по республике развернуто 580 учреждений здравоохранения, в том числе республиканских - 20.

Кадровая политика системы здравоохранения в годы ее модернизации, проводимой в Российской Федерации, направлена на формирование, развитие и профессиональное совершенствование специалистов. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с запросами отрасли. Основной стратегией развития медицинского образования является необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов с учетом потребности государства в конкретных категориях медицинских работников.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия), как и во многих регионах Российской Федерации, сложилась нестабильная ситуация по медицинским кадрам.

В здравоохранении республики трудится 22 875 человек. Численность врачей всех специальностей на 1 января 2013 года составляет 4 574 чел. (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели по кадрам


2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

врачи

средний медпер-сонал

врачи

средний медпер-сонал

врачи

средний медпер-сонал

врачи

средний медпер-сонал

врачи

средний медпер-сонал

врачи

средний медпер-сонал

Штаты

5919,75

13185,75

5973,75

13203,75

6025,5

13136,25

5931,25

12871,5

5952,75

12859

5 614

12 014

Обеспеченность на 10 тыс. населения

47,9

122,1

47,7

121,7

49,9

121

49,4

119,2

48,1

117,0

47,7

116,0

Физические лица

4547

11599

4695

11582

4743

11492

4686

11319

4613

11216

4 574

11 113

Укомплектованность (%)

76,8

88

76

87,7

78,7

87,5

78,8

86,1

75,3

85,4

74,6

84,0

В течение года выбыло:
 в т.ч.из системы МЗ

417
 149

923
 446

499
 211

1012
 456

471
 149

1024
 370

561
 235

1197
 513

555
 225

1123
 390

627
 287

1 126
 453

В течение года прибыло:
 в т.ч. молодые специалисты

499
 179

871
 229

644
 199

1002
 275

574
 142

934
 256

600
 130

1026
 234

479
 119

1031
 250

589
 319

1 041
 242

Укомплектованность штатных должностей физическими лицами - 74,6%. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет 47,7 (по Российской Федерации 44,0 – 2011 г., по Дальневосточному федеральному округу – 46,7 – 2011 г.), в том числе по специальностям:

- врачами-терапевтами - 7,5; врачами-хирургами – 2,2; врачами акушер-гинекологами – 5,8; врачами-педиатрами 19,8; врачами-неонатологами – 37,9.

Численность среднего медицинского персонала составила 11 113 чел., обеспеченность на 10 тыс. населения - 116,0 (по Российской Федерации – 92,4, по Дальневосточному федеральному округу – 92,0 – 2011 г.), укомплектованность – 84,0 %.

В учреждениях здравоохранения, обслуживающих сельское население, работают 825 врачей и 3 146 работников среднего медицинского персонала. Из общего числа среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов работают 292 человек.

За 2012 год численность врачей уменьшилась на 38 человек (0,8 %), работников среднего медицинского персонала на 103 человек (0,9 %).

Показатель соотношения количества единиц штатных должностей "врач: средний медицинский персонал" - 1:2,2 (2011 год - 1:2) (по Российской Федерации – 1:2,1).

Коэффициент совместительства: врачей - 1,4 (2011 год - 1,4) среднего медицинского персонала - 1,3 (2011 год – 1,2).

Общее количество штатных должностей: врачей - 5 614,0, среднего медицинского персонала – 12 014,0. В системе здравоохранения не заняты 131,25 врачебных должностей и 114,5 должностей среднего медицинского персонала.

Дефицит медицинских кадров по расчетам Центрального научно- исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации составил 230 врачей и 2165 среднего медицинского персонала.

Эффективное развитие системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.

Необходимо отметить, что в последние годы в Республике Саха (Якутия) остаются актуальными вопросы распределения и закрепления как врачей, так и среднего медицинского персонала. Особенности обеспечения медицинскими кадрами Республики Саха (Якутия) предопределяют необходимость формирования дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы, в интересах функционирования отрасли.

Следует отметить основную проблему - это низкая укомплектованность врачебными кадрами арктических районов. Так, в ряде районов арктической зоны этот показатель не достигает и 50 %: в Аллаиховском – 49 %, в Верхоянском – 49,4 %, в Нижнеколымском – 48 %, в Оймяконском – 47,8 %, в Усть-Янском – 46,6 %.

Крайне неблагоприятно на обеспечение лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами сказывается усилившаяся в последние годы миграция населения, отъезд специалистов за пределы республики. В последние годы число выбывших врачей примерно равно числу поступивших на работу в учреждения здравоохранения. Так, в 2012 году выбыло 627 врачей, из них: естественная убыль врачей составила 115 (13,7 % от числа выбывших), по собственному желанию и переводом - 428. Выехали за пределы республики 42 врача (6,3 %), другие причины –42. Прибыло - 589 врачей.

Не способствует закреплению медицинских кадров и ряд нерешенных социально-бытовых вопросов, в частности, обеспечение врачей и среднего медицинского персонала жильем. Так, по отчетам на 1 января 2013 года не имеют жилплощади 2226 чел. - 7,8 % от числа работающих, из них: 663 врача – 14,3 % и 1181 среднего медицинского персонала – 10,5 %.

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) ежегодно проводит комплексный анализ кадрового потенциала отрасли, включая возрастную структуру медицинского персонала, движение медицинских кадров, профессиональную подготовку медицинских работников, а также потребность учреждений здравоохранения в квалифицированных кадрах.

Возрастная характеристика кадрового потенциала показывает, что кадровый состав учреждений здравоохранения молодеет, численность специалистов самого трудоспособного возраста увеличивается, а численность возрастной группы старше 50 лет уменьшается. При этом средний возраст равен 41 году.

Врачебный медицинский персонал


Подготовка врачебных кадров ведется в республике в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. На сегодняшний день лечебно-профилактические учреждения республики в основном укомплектованы кадрами, окончившими данный Медицинский институт - 85 % врачей от числа работающих.

В Мединституте студенты обучаются по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Фармация", "Медико-профилактическое дело". Подготовка врачебных кадров осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 г. N 206 "Об утверждении Положения о порядке формирования и размещения государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)", от 29 мая 2012 г. N 220 "О Порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их трудоустройства". Приоритетным направлением является подготовка врачей учреждений здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах улусов (районов) Республики Саха (Якутия).

Таблица 2

Контрольные цифры приема в Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова за 2008-2012 годы


Специальность

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Бюджет РФ

Госбюджет РС (Я)

Бюджет РФ

Госбюджет РС (Я)

Бюджет РФ

Госбюджет РС (Я)

Бюджет РФ

Госбюджет РС (Я)

Бюджет РФ

Госбюджет РС (Я)

Лечебное дело

100

-

104

-

23

56

58

50

98

35

Педиатрия

50

-

47

-

27

17

50

21

40

30

Стоматология

10

-

16

-

15

-

15

14

12

1

Фармация

-

23

-

24

-

25

-

25

-

Медико-профилактическое дело

160

-

190

-

-

-

25

-

15

-

ИТОГО

320

-

380

-

89

73

173

85

190

66

В рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2011 года 1011-3 N 917-IV "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2012 года N 220 "О порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их трудоустройства" формируется государственный заказ на специалистов, в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив республики, что составляет основу планов целевого приема в Медицинский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова". Основной задачей целевой контрактной подготовки является обеспечение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, подготовка и привлечение специалистов для сельской местности, преимущественно для северных и арктических улусов, создание условий для гарантированного закрепления специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях, ведущих хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия). За счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) лицам, обучившимся по целевой контрактной подготовке, направляемым на работу в учреждения здравоохранения республики оказывается материальная поддержка в оплате проездных расходов с членами их семей, багажа и "подъемных" расходов. Основным обязательством обучившего является - отработка по направлению заказчика-Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) не менее 3 (трех) лет.

В целях подготовки врачей осуществляется заключение трехстороннего договора между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Северо-Восточным федеральным университетам имени М.К. Аммосова и студентом Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова о трудоустройстве в сельские лечебно-профилактические учреждения Республики Саха (Якутия) по окончании Медицинского института. В свою очередь, руководителям учреждений здравоохранения республики необходимо контролировать успеваемость своих будущих специалистов, организовывать для них летние практики, готовить место будущей работы, а также предусматривать жилищные и другие социальные условия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»