Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие земельной реформы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


По данным государственного учета земель площадь Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) составляет 76925,0 тыс. га.

Ежегодно в структуре земельного фонда автономного округа происходят изменения, связанные с промышленным освоением его территории, традиционной хозяйственной деятельностью коренного населения, упорядочением и установлением границ поселений. Все изменения и преобразования проводятся в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также решениями и постановлениями органов власти автономного округа.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда автономного округа земель лесного фонда, на долю которых приходится 41%, а также земель сельскохозяйственного назначения - 39,7%. На земли водного фонда из общей площади автономного округа приходится 10,1%, земли запаса – 6,7%, земли природоохранного назначения – 2%. Земли населенных пунктов и земли промышленности составляют соответственно 0,3% и 0,2%.

Эффективное управление земельными ресурсами является важной составной частью государственной политики в автономном округе направленной на создание устойчивого экономического развития автономного округа. С целью решения этой задачи необходимо:

- обеспечить достоверность информации о составе и характеристиках земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, и защиту прав автономного округа как собственника земельных участков;

- проводить работы по государственной кадастровой оценке земель всех категорий; (с изм. от 24.12.2012 N 1156-П)

- проводить мероприятия по созданию и развитию рынка земли;

- создать механизмы по контролю в сфере землеустройства;

- повышать устойчивость бюджетной системы автономного округа за счет доходов от использования земельных ресурсов.

По состоянию на 01 января 2011 года в реестре государственного имущества автономного округа числится 325 земельных участков общей площадью 2650 га.

Формирование структуры государственной собственности автономного округа осуществляется в результате регистрации права собственности автономного округа на земельные участки, отнесенные к собственности автономного округа.

Актуальными являются вопросы, связанные с повышением эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности автономного округа.

Приоритетной задачей в сфере развития рынка земли является вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот, увеличение доходов от использования земельных участков.

Разграничение государственной собственности на землю даст возможность увеличения доходов консолидированного бюджета автономного округа от использования земельных участков, а также позволит автономному округу как собственнику более эффективно использовать земельные участки.

Проведение работ по государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории автономного округа позволит увеличить количество земельных участков, по которым определена кадастровая стоимость. (в ред. от 24.12.2012 N 1156-П)

Эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами автономного округа позволит обеспечить получение максимально возможных доходов консолидированного бюджета автономного округа от их использования.

Программа разработана с учетом необходимости постоянного проведения работ в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ, Федеральным законом N 78-ФЗ, Федеральным законом N 135-ФЗ в целях создания условий для увеличения социального инвестиционного и производственного потенциала земли, экономического роста городов, населенных пунктов автономного округа в интересах удовлетворения потребностей граждан.

Применительно к условиям автономного округа как важнейшего финансового, экономического и топливно-энергетического региона России реальное осуществление земельной реформы (со всеми необходимыми элементами обеспечения в виде разграничения государственной собственности на землю, проведения инвентаризации и государственной кадастровой оценки земель и пр.) ведет к увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста региона в целом.

Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления объектами земельных отношений ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.

Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии прав собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, в том числе земельных участков.

Необходимость решения данных проблем в рамках Программы обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера.

Мероприятия Программы носят постоянный характер, а их объемные показатели установлены с учетом достигнутых результатов программ и мероприятий в области земельных отношений, реализуемых на территории автономного округа в период 2000 - 2011 годов.

Полномочия по исполнению мероприятий Программы подтверждены следующими нормативными правовыми актами:

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- Федеральный закон 135-ФЗ;

- Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон N 78-ФЗ;