Программа устанавливает цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по развитию сети аэропортов гражданской авиации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), и определяет роль автономного округа в обеспечении принципов социальной ответственности государства по обеспечению населения и экономики транспортными услугами.
Программа основана на положении о том, что развитие аэропортовой сети должно соответствовать возрастающим потребностям населения и экономики автономного округа в воздушных перевозках и авиационных работах, обеспечению безопасности полетов, повышению качества предоставляемого аэропортового обслуживания.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации:
- от 15 февраля 2007 года N Пр-248, предусматривающего следующие основные направления развития аэропортовой сети:
сохранение и развитие авиационных перевозок местного значения и всего сегмента социально значимых авиационных перевозок, включая меры государственной поддержки аэропортов автономного округа;
обеспечение авиационной безопасности при осуществлении аэропортовой деятельности;
- от 04 декабря 2007 года N Пр-2134-ГС, предусматривающего принятие органами государственной власти субъекта Российской Федерации необходимых решений в целях обеспечения оснащения объектов аэродромной инфраструктуры в социально значимых аэропортах с малой интенсивностью полетов, в том числе в аэропортах в районах Крайнего Севера.
Общероссийский кризис гражданской авиации привел к сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний, снижению отправок пассажиров из аэропортов автономного округа. Количество действующих аэродромов с искусственными и грунтовыми взлетно-посадочными полосами на территории автономного округа с 1992 года по настоящее время сократилось с 14 до 10. Выбытие аэродромов из реестра аэропортов происходило в основном за счет выбытия региональных и местных аэродромов с грунтовым покрытием, что было связано с уменьшением объемов работ изыскательских и добывающих предприятий топливно-энергетического комплекса.
За последние 15 лет существенно деформирован рынок авиаперевозок, что влечет за собой потерю доходов аэропортов. Непредсказуемая ценовая политика, особенно рост на топливно-энергетические ресурсы, приводит к постоянному росту стоимости как авиаперевозок, так и стоимости аэропортовых услуг. Постоянное повышение цен на авиаперевозки в значительной степени является сдерживающим фактором для роста пассажирооборота, следовательно, и увеличения пассажиропотока аэропортов.
Основная часть доходообразующих видов аэропортовой деятельности Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" включена в перечень услуг транспортных организаций, по которым федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен.
До 2010 года ставки основных доходообразующих аэропортовых сборов и тарифов устанавливались, как правило, исходя из минимально необходимых потребностей предприятия, а в некоторых случаях ниже экономически обоснованных расходов. Их рост в целях снижения инфляционных процессов искусственно сдерживается. Таким образом, доходы от осуществления аэропортовой деятельности не только не предусматривали наличие инвестиционной составляющей, но и не в полной мере обеспечивали компенсацию затрат от аэропортовой деятельности в малодеятельных аэропортах.
Недостаток средств для воспроизводства основных фондов привел к тому, что планово-предупредительные ремонты элементов аэродромов сводились к текущему ремонту, который не может заменить капитальный ремонт и предотвратить некомпенсируемый износ имущества аэродромов.
Взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием (далее - ИВПП) в аэропортах гг. Новый Уренгой, Надым были построены более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа. Учитывая, что их эксплуатация осуществляется в сложных климатических условиях, фактическое состояние ИВПП негативно влияет на безопасность полетов. В связи с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных с низко расположенными двигателями) аэродромы с искусственными покрытиями требуют проведения реконструкции.
Конструкции грунтовых аэродромов в населенных пунктах Красноселькуп, Толька, Тарко-Сале, Уренгой в значительной мере утратили эксплуатационные качества, что создает определенные сложности в работе аэропортов, особенно в период межсезонья. Выполнение воздушных перевозок с грунтовых взлетно-посадочных полос имеет ряд недостатков, выражающихся в снижении коммерческой загрузки воздушных судов. Это, в свою очередь, ухудшает финансовое состояние авиапредприятий, а с другой стороны, увеличивает расходы окружного бюджета на предоставление субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозки груза, пассажиров и багажа по льготным тарифам на социально значимых маршрутах в связи с необходимостью выполнения стыковочных рейсов.
Износ основных производственных фондов аэропортов достигает 85%, при этом общероссийский показатель износа основных производственных фондов авиапредприятий составляет порядка 80%.
Внесенными Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" изменениями создана правовая база для передачи аэропортов и аэродромов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и участия регионов в их развитии и организации эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года N 848 утверждена подпрограмма "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (далее - ФЦП). Подпрограмма ФЦП "Гражданская авиация" сформировала стратегию развития гражданской авиации в России, в том числе стратегию модернизации и развития аэропортовых комплексов, расположенных на территории автономного округа.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2013 N 1161-П)
Таким образом, была образована система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Стратегия развития аэропортов в автономном округе планируется к осуществлению путем реализации Программы.
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения системных проблем развития наземной инфраструктуры аэропортовых комплексов, таких как:
- высокий износ наземной авиационной инфраструктуры и в первую очередь износ элементов аэродрома, эксплуатируемых более 20 лет, что негативно влияет на экономическую эффективность перевозок и авиационную безопасность воздушных перевозок;
- недостаточный объем собственных денежных средств у аэропортов вследствие установления регулируемых тарифов на минимальном уровне, не обеспечивающем инвестиционную составляющую;
- инвестиционная непривлекательность в силу незначительных объемов работ;
- отсутствие государственной поддержки малодеятельных аэропортов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постоянно растущий спрос на авиационные перевозки в автономном округе предъявляет новые качественные требования к сфере транспортных услуг.
В настоящее время созданы необходимые правовые условия для участия субъекта Российской Федерации в развитии системы гражданских аэропортов, деятельность которых связана преимущественно с социально-экономическими потребностями региона.
Как отмечалось выше, региональные и местные аэропорты практически не имели государственной поддержки. В последние годы государственная поддержка направлялась на реконструкцию и развитие наиболее крупных аэродромов (аэропортов). Исходя из стратегии социально-экономического развития автономного округа, Правительство автономного округа заинтересовано в развитии аэропортов (аэродромов).
Без концентрации усилий на первоочередном решении обозначенных проблем, препятствующих сохранению и развитию аэропортовой (аэродромной) сети гражданской авиации автономного округа, доведение состояния их наземной инфраструктуры до нормативного уровня практически невозможно.