ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 года N 985-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АЭРОПОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2012 - 2020 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2012 N 215-П, от 02.11.2012 N 926-П, от 14.02.2013 N 70-П, от 27.06.2013 N 502-П, от 27.12.2013 N 1161-П)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 04.04.2014).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения развития аэропортов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие аэропортов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2012 - 2020 годы)".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ситникова А.В.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 502-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АЭРОПОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (2012 - 2020 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2012 N 215-П, от 02.11.2012 N 926-П, от 14.02.2013 N 70-П, от 27.06.2013 N 502-П, от 27.12.2013 N 1161-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Развитие аэропортов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2012 - 2020 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки | Конституция Российской Федерации; |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 502-П) | |
Госзаказчик-координатор | департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа |
Госзаказчик | департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: обеспечение развития аэропортовой сети на территории Ямало-Ненецкого автономного округа |
Сроки и этапы реализации | 2012 - 2020 годы, в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы | - количество взлетно-посадочных полос, по которым увеличена несущая способность покрытия (3 единицы); |
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2012 N 215-П, от 02.11.2012 N 926-П, от 14.02.2013 N 70-П, от 27.06.2013 N 502-П, от 27.12.2013 N 1161-П) | |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | - реконструкция и модернизация элементов аэропортовых комплексов, в том числе проектно-изыскательские работы; |
Объемы финансирования | общий объем расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период 2012 - 2020 годов составит 11528686,00 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2013 N 1161-П) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: |
Программа устанавливает цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по развитию сети аэропортов гражданской авиации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), и определяет роль автономного округа в обеспечении принципов социальной ответственности государства по обеспечению населения и экономики транспортными услугами.
Программа основана на положении о том, что развитие аэропортовой сети должно соответствовать возрастающим потребностям населения и экономики автономного округа в воздушных перевозках и авиационных работах, обеспечению безопасности полетов, повышению качества предоставляемого аэропортового обслуживания.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации:
- от 15 февраля 2007 года N Пр-248, предусматривающего следующие основные направления развития аэропортовой сети:
сохранение и развитие авиационных перевозок местного значения и всего сегмента социально значимых авиационных перевозок, включая меры государственной поддержки аэропортов автономного округа;
обеспечение авиационной безопасности при осуществлении аэропортовой деятельности;
- от 04 декабря 2007 года N Пр-2134-ГС, предусматривающего принятие органами государственной власти субъекта Российской Федерации необходимых решений в целях обеспечения оснащения объектов аэродромной инфраструктуры в социально значимых аэропортах с малой интенсивностью полетов, в том числе в аэропортах в районах Крайнего Севера.
Общероссийский кризис гражданской авиации привел к сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний, снижению отправок пассажиров из аэропортов автономного округа. Количество действующих аэродромов с искусственными и грунтовыми взлетно-посадочными полосами на территории автономного округа с 1992 года по настоящее время сократилось с 14 до 10. Выбытие аэродромов из реестра аэропортов происходило в основном за счет выбытия региональных и местных аэродромов с грунтовым покрытием, что было связано с уменьшением объемов работ изыскательских и добывающих предприятий топливно-энергетического комплекса.
За последние 15 лет существенно деформирован рынок авиаперевозок, что влечет за собой потерю доходов аэропортов. Непредсказуемая ценовая политика, особенно рост на топливно-энергетические ресурсы, приводит к постоянному росту стоимости как авиаперевозок, так и стоимости аэропортовых услуг. Постоянное повышение цен на авиаперевозки в значительной степени является сдерживающим фактором для роста пассажирооборота, следовательно, и увеличения пассажиропотока аэропортов.
Основная часть доходообразующих видов аэропортовой деятельности Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" включена в перечень услуг транспортных организаций, по которым федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен.
До 2010 года ставки основных доходообразующих аэропортовых сборов и тарифов устанавливались, как правило, исходя из минимально необходимых потребностей предприятия, а в некоторых случаях ниже экономически обоснованных расходов. Их рост в целях снижения инфляционных процессов искусственно сдерживается. Таким образом, доходы от осуществления аэропортовой деятельности не только не предусматривали наличие инвестиционной составляющей, но и не в полной мере обеспечивали компенсацию затрат от аэропортовой деятельности в малодеятельных аэропортах.
Недостаток средств для воспроизводства основных фондов привел к тому, что планово-предупредительные ремонты элементов аэродромов сводились к текущему ремонту, который не может заменить капитальный ремонт и предотвратить некомпенсируемый износ имущества аэродромов.
Взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием (далее - ИВПП) в аэропортах гг. Новый Уренгой, Надым были построены более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа. Учитывая, что их эксплуатация осуществляется в сложных климатических условиях, фактическое состояние ИВПП негативно влияет на безопасность полетов. В связи с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных с низко расположенными двигателями) аэродромы с искусственными покрытиями требуют проведения реконструкции.
Конструкции грунтовых аэродромов в населенных пунктах Красноселькуп, Толька, Тарко-Сале, Уренгой в значительной мере утратили эксплуатационные качества, что создает определенные сложности в работе аэропортов, особенно в период межсезонья. Выполнение воздушных перевозок с грунтовых взлетно-посадочных полос имеет ряд недостатков, выражающихся в снижении коммерческой загрузки воздушных судов. Это, в свою очередь, ухудшает финансовое состояние авиапредприятий, а с другой стороны, увеличивает расходы окружного бюджета на предоставление субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозки груза, пассажиров и багажа по льготным тарифам на социально значимых маршрутах в связи с необходимостью выполнения стыковочных рейсов.
Износ основных производственных фондов аэропортов достигает 85%, при этом общероссийский показатель износа основных производственных фондов авиапредприятий составляет порядка 80%.
Внесенными Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" изменениями создана правовая база для передачи аэропортов и аэродромов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и участия регионов в их развитии и организации эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года N 848 утверждена подпрограмма "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (далее - ФЦП). Подпрограмма ФЦП "Гражданская авиация" сформировала стратегию развития гражданской авиации в России, в том числе стратегию модернизации и развития аэропортовых комплексов, расположенных на территории автономного округа.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2013 N 1161-П)
Таким образом, была образована система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Стратегия развития аэропортов в автономном округе планируется к осуществлению путем реализации Программы.
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения системных проблем развития наземной инфраструктуры аэропортовых комплексов, таких как:
- высокий износ наземной авиационной инфраструктуры и в первую очередь износ элементов аэродрома, эксплуатируемых более 20 лет, что негативно влияет на экономическую эффективность перевозок и авиационную безопасность воздушных перевозок;
- недостаточный объем собственных денежных средств у аэропортов вследствие установления регулируемых тарифов на минимальном уровне, не обеспечивающем инвестиционную составляющую;
- инвестиционная непривлекательность в силу незначительных объемов работ;
- отсутствие государственной поддержки малодеятельных аэропортов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постоянно растущий спрос на авиационные перевозки в автономном округе предъявляет новые качественные требования к сфере транспортных услуг.
В настоящее время созданы необходимые правовые условия для участия субъекта Российской Федерации в развитии системы гражданских аэропортов, деятельность которых связана преимущественно с социально-экономическими потребностями региона.
Как отмечалось выше, региональные и местные аэропорты практически не имели государственной поддержки. В последние годы государственная поддержка направлялась на реконструкцию и развитие наиболее крупных аэродромов (аэропортов). Исходя из стратегии социально-экономического развития автономного округа, Правительство автономного округа заинтересовано в развитии аэропортов (аэродромов).
Без концентрации усилий на первоочередном решении обозначенных проблем, препятствующих сохранению и развитию аэропортовой (аэродромной) сети гражданской авиации автономного округа, доведение состояния их наземной инфраструктуры до нормативного уровня практически невозможно.
Сроки действия сертификатов соответствия по основным видам аэропортовой деятельности в аэропортах, отраженных в Программе, заканчиваются в 2012 - 2013 годах.
Огромные пространства и сложные климатические условия создают предпосылки для развития авиационного транспорта, обеспечивающего связь с отдаленными, труднодоступными населенными пунктами. Воздушный транспорт играет значительную роль при решении задач межрегионального и межмуниципального транспортного обслуживания населения и социально-экономического развития региона.
Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. Мировой опыт показывает, что одним из важнейших признаков успешного экономического развития является высокая мобильность населения. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения автономного округа невозможно обеспечить без модернизации и развития современной и эффективной транспортной наземной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечивающей повышение безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров.
Недостаточное развитие наземного транспорта и сезонность использования водного транспорта, значительные расстояния между населенными пунктами и промышленными объектами определяют необходимость использования воздушного транспорта для осуществления пассажирских перевозок в национальные поселки автономного округа.
Однако в силу отсутствия аэропортов (аэродромов) в поселках автономного округа перевозки осуществляются с использованием вертолетной техники.
На территории автономного округа для осуществления межмуниципальных пассажирских перевозок оборудована 21 вертолетная площадка.
Учитывая возрастающие потребности населения автономного округа в регулярных рейсах и необходимость обеспечения их безопасности, для организации пассажирских перевозок, удовлетворяющих требованиям федеральных авиационных правил и руководств по летной эксплуатации воздушных судов, необходимо проведение мероприятий по реконструкции, модернизации и строительству новых вертолетных площадок.
Отсутствие системного подхода к решению проблем, возникающих в процессе эксплуатации наземной инфраструктуры воздушных перевозок, приведет к утрате сертификатов соответствия и, как следствие, приостановлению деятельности аэропортов.
Основной целью Программы является обеспечение развития аэропортовой сети на территории автономного округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение безопасности полетов;
- повышение качества предоставляемого аэропортового обслуживания;
- развитие сети местных воздушных авиалиний.
Реализация программных мероприятий планируется на период 2012 - 2020 годов.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития аэропортовой сети на территории автономного округа.
Предлагаемые индикаторы (показатели) результативности Программы приведены в таблице 1.