Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года N 960-П

О внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу "Культура Ямала (2011 - 2015 годы)"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

В целях обеспечения эффективного расходования средств окружной долгосрочной целевой программы "Культура Ямала (2011-2015 годы)" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Культура Ямала (2011-2015 годы)", утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 декабря 2010 года N 452-П.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2011 г. N 960-П

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в окружную долгосрочную целевую программу "Культура Ямала (2011 - 2015 годы)"


1. В паспорте окружной долгосрочной целевой программы "Культура Ямала (2011 - 2015 годы)" (далее – Программа):

1.1. позицию, касающуюся целей и задач Программы, дополнить абзацем следующего содержания:

"- поддержка творческих инициатив в области культуры и искусства, методическое обеспечение отрасли";

1.2. позицию, касающуюся важнейших целевых индикаторов и показателей по годам реализации Программы, дополнить абзацами следующего содержания:

"- количество присужденных премий за достижения в области культуры;

- количество изданных сборников (формат А-4, среднее количество страниц 60, тираж 200 экз.)";

1.3. позицию, касающуюся объёмов финансирования Программы, изложить в следующей редакции:


"

Объёмы

всего на реализацию Прог раммы
 из

финансирования Программы

из окружного бюджета необходимо направить

7 364 411 тыс. рублей, из них:

2011 год - 1 913 981 тыс. рублей;

2012 год - 814 739 тыс. рублей;

2013 год - 671 556 тыс. рублей;

2014 год - 1 713 197 тыс. рублей;

2015 год - 2 250 938 тыс. рублей

";

1.4. в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Программы:

1.4.1. в абзаце четвёртом цифры "180" заменить цифрами "250";

1.4.2. в абзаце шестом цифры "220" заменить цифрами "240";

1.4.3. в абзаце семнадцатом цифру "3" заменить цифрой "4";

1.4.4. дополнить абзацем следующего содержания:

"- количество присужденных премий за достижения в области культуры составит не менее 25 премий в год;".

2. В приложении N 1 к Программе:

2.1. в паспорте подпрограммы "Развитие культуры, искусства и кинематографии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы" (далее – Подпрограмма "Развитие культуры"):

2.1.1. позицию, касающуюся целей и задач Подпрограммы, дополнить абзацем следующего содержания:

"- поддержка творческих инициатив в области культуры и искусства, методическое обеспечение отрасли";

2.1.2. позицию, касающуюся важнейших целевых индикаторов и показателей по годам реализации Подпрограммы, дополнить абзацами следующего содержания:

"- количество присужденных премий за достижения в области культуры;

- количество изданных сборников (формат А-4, среднее количество страниц 60, тираж 200 экз.)";

2.1.3. позицию, касающуюся объёмов финансирования, изложить в следующей редакции:


"

Объёмы

всего на реализацию Подпрограммы
 из

финансирования

"Развитие культуры" из окружного бюджета

необходимо направить 347 889 тыс. рублей,
 из них:
   НИХних:

2011 год - 62 150 тыс. рублей;

2012 год - 101 239 тыс. рублей;

2013 год - 61 800 тыс. рублей;

2014 год - 60 850 тыс. рублей;

2015 год - 61 850 тыс. рублей

";

2.1.4. в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Подпрограммы:

в абзаце четвёртом цифры "180" заменить цифрами "250";

в абзаце шестом цифры "220" заменить цифрами "240";

дополнить абзацем следующего содержания:

"- количество присужденных премий за достижения в области культуры составит не менее 25 премий в год";

2.2. раздел I изложить в следующей редакции:

"I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма


Одним из приоритетных направлений, определённых в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990, является улучшение условий жизни населения автономного округа.

Современное понимание роли и значения культуры в решении данной задачи требует перехода к качественно новому развитию профессионального искусства и самодеятельного творчества, музейного и библиотечного дела, обеспечения равного доступа жителей как городских, так и сельских территорий автономного округа к культурным ценностям и образованию в сфере искусства.

Сложившаяся на сегодняшний день неоднородность обеспечения населения автономного округа услугами в сфере культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неодинаково развитую инфраструктуру учреждений культуры. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии детей и молодёжи, социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Программно-целевое планирование на протяжении последних лет осуществлялось в рамках окружных целевых программ "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", "Культура Ямала (2006 – 2010 годы)". Включённые в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных проблем в сфере культурного развития, связанных с созданием условий для сохранения и развития культуры как фактора социально-экономического развития региона, а также создание равных возможностей доступа к культурным ценностям населению автономного округа.

В 2006 - 2009 годах сфера культуры автономного округа развивалась при поддержке окружной целевой программы "Культура Ямала (2006 – 2010 годы)". Программные цели на данном этапе в основном достигнуты, ежегодные показатели эффективности реализации программных мероприятий имеют положительную динамику.

Средствами окружной целевой программы проведена целенаправленная работа по компьютеризации муниципальных библиотек. Внедряются технологии корпоративной каталогизации, общий объём собственных баз данных библиотек автономного округа на 01 января 2010 года составляет 614 тыс. единиц записей. В рамках программы ведётся ретроконверсия традиционных каталогов в электронную форму, оцифровка печатных документов и краеведческой литературы. Положено начало формирования Сводного электронного каталога, начата работа по интеграции библиотечных ресурсов в российские и международные информационные сети.

Вместе с тем на фоне возрастающего спроса на библиотечные услуги, а также быстрой смены информационных технологий требуется обновление компьютерного парка, программного обеспечения. Слабо развита координация деятельности муниципальных и межпоселенческих библиотек, что сдерживает работу по созданию совокупных информационных ресурсов, их эффективному использованию. Разобщённость информационных ресурсов библиотек в совокупности с другими проблемами, такими, как низкий уровень материально-технического оснащения библиотек и информационной компетентности специалистов библиотечной отрасли, снижают эффективность информационно-библиотечного обслуживания населения. В соответствии со Стратегией развития информационного общества требуется ускорить процесс информатизации библиотек и создания электронных баз данных, их интеграции в общероссийский каталог, каждая библиотека должна иметь возможность предоставления полного комплекса услуг с использованием современных коммуникационных технологий, с учётом запросов всех категорий пользователей.

Остаётся низким показатель книгообеспеченности в автономном округе, он ниже нормативного показателя и составляет в среднем 2,7 книг на 1 жителя, показатель по Российской Федерации составляет 6,4 книги (норматив 5 томов на одного жителя в городе и 7 на селе). Продолжает оставаться ниже общероссийского также показатель "Обновляемость фондов библиотек", по итогам 2009 года он составил 38 тыс. экз. Снижение поступления новых изданий в публичные библиотеки автономного округа (в 2009 году на 24,6% по сравнению с 2008 годом) вызвано значительным сокращением ассигнований на комплектование библиотечных фондов, направляемых из средств муниципальных бюджетов. Кроме того, идёт необратимый процесс списания книжных фондов по причине их морального и физического устаревания (в 2009 году списано 38,4 тыс. экз.).

За предыдущий период произошёл значительный рост числа единиц хранения музейного фонда автономного округа, который на сегодняшний день составляет 199 тысяч единиц хранения, из них 59 процентов внесены в электронный каталог. Замедление процессов перевода музейного фонда в электронный формат и представление его в Сводном музейном каталоге связано с проблемой по информатизации музейной сферы в целом.

Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на состоянии безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности. Большинство муниципальных музеев не обеспечены техническими средствами охраны и пожаротушения, нуждаются в обновлении и построении новых современных стационарных экспозиций. Музейная сеть слабо оснащена специализированным фондовым и экспозиционно-выставочным оборудованием, компьютерной техникой. Замедлился процесс пополнения фондовых собраний и музейных коллекций. Более 8 тыс. музейных предметов требуют реставрации.

Особую значимость на фоне развивающихся рыночных отношений приобретает задача сохранения и развития системы художественного образования. Реалии сегодняшнего дня требуют внедрения новых технологий и программ обучения, создания системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований, поддержания системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства.

Ведущее место в обеспечении многообразия культурной жизни автономного округа занимают учреждения культурно-досугового типа. На их базе осуществляют свою деятельность 948 клубных формирований с общим числом участников свыше 17 тыс. человек и 650 коллективов самодеятельного народного творчества различной жанровой направленности. Сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства. Проводятся всероссийские, межрегиональные, окружные праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки. Удельный вес населения, принимающего участие в мероприятиях учреждений культурно-досугового типа, ежегодно увеличивается: по итогам 2009 года он составил 401%.

В настоящий момент основной проблемой культурно-досуговых учреждений является их неудовлетворительное материально-техническое состояние, особенно в сельских территориях. 56 учреждений культуры имеют 100%-ный износ по закреплённым за ними зданиям, что составляет 24% от общего количества учреждений культуры в автономном округе. В сельских домах культуры износ оборудования, музыкальных инструментов, мебели в среднем составляет 70%, требуют обновления декорации, сценические костюмы. В ограниченном режиме в сельских клубах организуются выездные мероприятия и гастроли. Отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет творческим коллективам и деятелям культуры автономного округа участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, тем самым создавая реальную угрозу утраты культурного потенциала и его конкурентоспособности.

Сохранение нематериального культурного наследия, развитие и популяризация народных художественных промыслов автономного округа нуждается в государственной поддержке. Деятельность в сфере народных промыслов и ремёсел на территории автономного округа осуществляют 4 специализированных и 9 учреждений культурно-досугового типа, в стенах которых действует 42 кружка декоративно-прикладного творчества, 893 индивидуально работающих мастера и художника. Средствами Программы планируется на научную основу поставить вопросы изучения и сохранения традиционных ремёсел и промыслов (семинары, мастер-классы, конференции, издание методических пособий), сохранение и пополнение окружного художественного фонда, а также целый комплекс мероприятий по популяризации народных художественных промыслов и ремёсел автономного округа.

Развитие сферы кинематографии автономного округа характеризуется положительной динамикой основных показателей: количество посетителей киновидеосеансов ежегодно растёт: на 01 января 2010 года составляет 291 тыс. человек, валовый сбор - 37 310 тыс. рублей. В автономном округе функционирует 4 киноустановки и 34 видеоустановки. Вместе с тем сохраняется дифференциация обеспеченности населения киноустановками в разрезе муниципальных образований в автономном округе, что делает невозможным достижение равного доступа граждан к услугам кинопоказа. Отсутствие современных кинозалов, неполное соответствие предложения демонстрируемой на экранах автономного округа кинопродукции спросу зрительской аудитории неблагоприятно влияют на посещаемость киносеансов. Остро стоит вопрос сохранения имеющегося окружного фильмофонда и создания собственных документальных и анимационных фильмов краеведческой тематики. С целью максимального охвата населения кинообслуживанием планируется внедрить систему демонстрации кинофильмов в сельских домах культуры с использованием стационарных киноустановок, DVD-проекторов.

Ещё одной насущной проблемой, требующей программно-целевого подхода, является профессиональное искусство. В настоящее время данная сфера отрасли находится еще только на стадии становления. На базе учреждения "Культурно-деловой центр" планируется открытие молодёжного театра, детской филармонии, организация гастролей ведущих профессиональных коллективов страны. В автономном округе созданы и успешно работают два национальных профессиональных коллектива: "Сыра-Сэв" и "Ямал". Коллективы неоднократно представляли автономный округ на самых престижных площадках российского и международного уровня, но, к сожалению, осуществить полный гастрольный тур по районам автономного округа, по соседним регионам не представляется возможным по причине недостаточного финансирования. За новый период действия Программы необходимо создать условия для приобщения к профессиональному искусству населения сельских районов через организацию выездных мероприятий и гастролей театрально-концертных учреждений. Активизация межрегионального и международного взаимодействия в свою очередь послужит оживлению культурных связей и повышению профессионального уровня творческих коллективов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»