Реализация Программы направлена на решение проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в целях повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.
Проект настоящей Программы разработан в соответствии с пунктом 11.1 Положения о департаменте.
Государственная поддержка решения указанных проблем определяется Федеральным законом о недрах и Законом автономного округа о недропользовании.
Направления Программы учитывают основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, а также стратегий нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность в регионе.
Приоритетными задачами социально-экономического развития автономного округа, изложенными в Стратегии социально-экономического развития автономного округа, являются:
- дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса путем реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих не только региональное, но и общегосударственное значение, таких, как освоение месторождений на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в том числе в акваториях Обской и Тазовской губ;
- строительство газотранспортной системы для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал до г. Ухты и далее до г. Торжка;
- активизация геологоразведочных работ в традиционных местах добычи топливно-энергетических ресурсов, а также создание необходимых условия для развития и освоения сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона.
В докладе Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе дополнительно указаны приоритетные направления развития автономного округа:
- комплексное освоение месторождений Ямала и севера Красноярского края;
- строительство нефтепровода "Заполярье - Пурпе" (и далее до месторождений Пякяхинское и Восточно-Заполярное);
- создание транспортной и энергетической инфраструктуры мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"; строительство железнодорожной линии Салехард – Надым с мостовыми переходами через реки Обь и Надым;
- создание нового в России центра по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал, модернизация портов Ямала, подготовка к освоению шельфа Карского моря;
- строительство жилья, объектов социальной сферы.
Таким образом, можно говорить о новой волне промышленного освоения Ямала и севера Западной Сибири. Для реализации громадных объемов промышленного и гражданского строительства необходимо значительно увеличить объемы добычи не только нефти, газа и конденсата, но и общераспространенных полезных ископаемых (песка, песчано-гравийных смесей, камня для производства щебня), пригодных для строительства дорог, газо- и нефтепроводов, обустройства месторождений, городов и поселков автономного округа.
Для подготовки сырьевой базы перечисленных общераспространенных полезных ископаемых к разработке необходимо проведение поисково-оценочных работ с целью выделения наиболее перспективных участков, оценки выявленных месторождений, постановки на территориальный баланс запасов и дальнейшего лицензирования на право добычи.
С целью обеспечения воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы, создания и развития собственной строительной индустрии в автономном округе кроме выполнения собственно геологоразведочных работ необходимо также проводить планомерные работы по формированию фонда геологической информации, контролю за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета, а также проводить регулярный сбор и анализ материалов для обеспечения органов государственной власти автономного округа информацией для принятия эффективных управленческих решений в сфере недропользования.
Таким образом, проблема развития минерально-сырьевой базы автономного округа характеризуется комплексностью, многообразием решаемых задач, необходимостью координации интересов различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, предприятий и организаций. Требуется также четкая увязка сроков выполнения и, соответственно, финансирования работ.
Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системности решения проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы автономного округа, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.
Без использования программно-целевого метода невозможна скоординированная деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа по обеспечению целенаправленной реализации государственной политики в сфере недропользования.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по повышению эффективности государственного управления процессами пользования недрами на основе создания общей информационно-аналитической базы, а также анализ результатов реализации аналогичной действующей Программы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работ с использованием программно-целевого метода.
Основными результатами реализации действующей Программы за период 2009 - 2011 годов по направлениям являются:
- подготовка значительной части сырьевой базы для строительства магистрального нефтепровода Заполярное - Восточно-Мессояхское месторождения, дорог Обская - Полуночное и Салехард – Надым, а также для гражданского строительства в этом регионе. На территории Полярного Урала, в окрестностях г. Салехарда, а также вдоль планируемого строительства нефтепровода и дорог проводится геологическое изучение с целью поисков и оценки общераспространенных полезных ископаемых.
В 2009 - 2010 годах в результате поисковых работ выделено 8 участков, из них оценены 3 наиболее перспективные. В 2011 году ожидается выделить 14 участков, после оценки которых будут подготовлены запасы песка к постановке на территориальный баланс. Общий прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2009 – 2011 годы составит 51,9 млн. м3,, в том числе по камню строительному – 23,04 млн. м3, по песку для строительных работ - 28,86 млн. м3.
Затраты окружного бюджета на поиск и оценку 1 м3 строительного камня составляют 1,15 руб., песка - 1,85 руб. Расчет размера разовых платежей при выдаче лицензии на право разработки месторождений строительного камня и песка производится исходя из 8,25 руб. за 1 м3. Таким образом, эффективность геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые составит по камню 7,17 руб. на 1 руб., по песку – 4,46 руб. Общий размер стартовых разовых платежей при проведении аукционов составит 428,2 млн. руб., что позволит вернуть в окружной бюджет затраты на геологоразведочные работы и дополнительно внести порядка 350 млн. руб. В дальнейшем при разработке выявленных месторождений общераспространенных полезных ископаемых поступления в бюджет автономного округа от налогов на добычу суммарно составят около 430 млн. руб.
Производство местных строительных материалов будет способствовать строительству жилья и объектов инфраструктуры, строительству железных и автомобильных дорог, освоению месторождений нефти и газа и их транспортировке к местам потребления. При этом будут созданы новые предприятия по разработке месторождений и производству строительных материалов, будут созданы дополнительные рабочие места, увеличены поступления в бюджет автономного округа.
Геологическое изучение недр сопровождается информационно-аналитическими работами, которые являются относительно малозатратными и достаточно высокоэффективными. Они являются опережающими по отношению к комплексу геологоразведочных работ и сопровождаются составлением комплектов специализированных карт, на базе которых выполняются прогнозные построения с рекомендациями для постановки поисковых работ на наиболее перспективных участках.