Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

Таблица 2.1

Сочетание факторов снижения энергоемкости и экономии энергии в основных сценариях развития экономики

Ед. изм.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

Сценарий инерционного развития1

Снижение энергоемкости ВРП, всего

%

42,4%

62,8%

64,7%

в т.ч. за счет структурных сдвигов2

%

47,7%

68,4%

66,9%

продуктовых сдвигов в промышленности3

%

-1,3%

-9,6%

-15,9%

роста цен на энергию4

%

2,0%

4,5%

4,1%

АТП5

%

0,0%

1,7%

1,9%

реализации мер Программы (без сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах)

%

1,3%

4,0%

6,6%

сокращение сжигания попутного нефтяного газа в факелах

%

2,3%

8,1%

13,7%

Экономия, всего

тыс. тут

3586

6233

6513

Экономия на структурных сдвигах

тыс. тут

-157

-1221

-2087

Экономия на продуктовых сдвигах в промышленности

тыс. тут

236

577

538

Экономия за счет роста цен на энергию

тыс. тут

0

222

246

Экономия за счет АТП

тыс. тут

146

511

870

Экономия за счет реализации мер Программы (без сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах)

тыс. тут

273

1027

1799

Экономия за счет сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах

тыс. тут

3087

5116

5146

Сценарий инновационного развития6

Снижение энергоемкости ВРП за счет

%

42,4%

62,8%

64,7%

структурных сдвигов2

%

-1,3%

-10,4%

-12,6%

продуктовых сдвигов в промышленности3

%

-1,0%

4,2%

3,7%

роста цен на энергию4

%

0,0%

1,7%

1,8%

АТП5

%

-1,3%

2,4%

5,3%

реализации мер Программы (без сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах)

%

2,6%

8,4%

13,8%

сокращение сжигания попутного нефтяного газа в факелах

%

31,7%

44,9%

41,1%

Экономия, всего

тыс. тут

2968

6004

7162

Экономия на структурных сдвигах

тыс. тут

-157

-1555

-2229

Экономия на продуктовых сдвигах в промышленности

тыс. тут

-116

625

653

Экономия за счет роста цен на энергию

тыс. тут

0

260

322

Экономия за счет АТП

тыс. тут

-149

351

932

Экономия за счет реализации мер Программы (без сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах)

тыс. тут

302

1251

2429

Экономия за счет сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах

тыс. тут

3087

5072

5056

1 С корректировкой показателей за 2010-2012 гг. по прогнозу развития экономики ЯНАО на 2010-2012 гг. и по консервативному сценарию "Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации".
 2 Структурные сдвиги оценены по секторам, перечисленным в едином топливно-энергетическом балансе (Приложение 1).
 3 Продуктовые сдвиги оценены по перечню промышленных продуктов, перечисленных в едином топливно-энергетическом балансе (Приложение 1).
 4 Вклад ценового фактора оценен по динамике цен на энергоносители, скорректированных на параметры инфляции, опре деленные в "Сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации", с последующим их ростом как определено в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации".
 5 Вклад автономного технического прогресса оценен при допущении, что интенсивность ввода нового и обновления имеющегося оборудования будет соответствовать параметрам 2000-2008 гг., когда практически отсутствовала федеральная политика повышения энергоэффективности.
 6 С корректировкой показателей за 2010-2012 гг. по прогнозу развития экономики округа на 2010-2012 гг. и по умеренно оптимистическому сценарию "Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации"

При отказе от реализации Программы целевую установку по снижению энергоемкости ВРП на 40% от уровня 2007 г. выполнить не удастся, что не позволит заметно снизить риски развития экономики ЯНАО, связанные с ее низкой энергоэффективностью.

Реализация мероприятий Программы позволяет снизить потребность в строительстве генерирующих мощностей к 2020 г. не менее чем на 784 МВт.

2.6. Программа является межотраслевой (охватывает всю экономику округа) и реализуется в два этапа:

O первый этап (2010-2015 гг.) - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития экономики;

O второй этап (2016-2020 гг.) - развитие по энергоэффективному пути.

Не позднее конца 2014 г. параметры реализации Программы для второго этапа должны быть уточнены.

2.7. Специальными целями Программы, позволяющими гарантированно достичь окружной цели по повышению энергоэффективности за счет реализации мероприятий Программы, являются:

O Обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по повышению эффективности потребления энергии не менее чем на 8% на первом этапе (к 2015 г.) и на 14% на втором этапе (к 2020 г.);

O Обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по повышению утилизации попутного нефтяного газа не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 г.) и на 20% на втором этапе (к 2020 г.);

O Обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии (без сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах) в объеме не менее 1,2 млн. тут на первом этапе (в 2015 г.) и 2,4 млн. тут на втором этапе (в 2020 г.);

O Обеспечение суммарной экономии энергии за счет мер Программы у потребителей в объеме не менее 4,7 млн. тут на первом этапе (2010-2015 гг.) и не менее 14 млн. тут за весь срок реализации программы (2010-2020 гг.);

O Обеспечение сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах за счет мер Программы на уровне, эквивалентном годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 4,4 млн. тут ежегодно в 2015-2020 гг. и суммарно не менее 42 млн. тут за весь срок реализации программы (2010-2020 гг.).

Прогноз объемов экономии энергии за счет реализации мероприятий Программы позволяет выполнить эти задания по экономии энергии (таблица 2.2). Реализация Программы позволит: повысить энергетическую безопасность Ямало-Ненецкого автономного округа; обеспечить техническую и экономическую доступность энергии для устойчивого экономического роста; существенно повысить конкурентоспособность промышленности ЯНАО; нейтрализовать инфляционный заряд повышения тарифов на энергоносители; снизить нагрузку по оплате энергоносителей на семейные, городские и окружной бюджеты и повысить финансовую стабильность; повысить экологическую безопасность округа и снизить риски для здоровья его жителей; существенно ограничить выбросы парниковых газов; сформировать в ЯНАО энергоэффективное общество.

2.8. Для достижения специальных целей Программы должны быть решены следующие основные взаимосвязанные задачи:

O формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики ЯНАО, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти округа, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов и населения;

O принятие необходимых нормативно-правовых актов, определяющих механизмы государственного регулирования в сфере повышения энергоэффективности, в т.ч. обеспечивающих реализацию положений Федерального закона N 261-ФЗ, а также устанавливающих и пересматривающих обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд, а также к учету производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, проведению энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов, вводящих в действие механизмы стимулирования потребителей к эффективному использованию энергии;

O формирование системы статистического учета и мониторинга уровней потребления энергии и энергоэффективности во всех секторах экономики и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в сфере повышения энергоэффективности;

O введение практики регулярного формирования и обновления окружной, межмуниципальных и муниципальных программ повышения энергоэффективности, а также программ повышения энергоэффективности организаций с государственным и муниципальным участием и регулируемых организаций;

O реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы, позволяющего снизить удельное потребление энергии не менее чем на 15% до 2014 г.;

O создание необходимых и достаточных условий по реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению энергоэффективности в энергоемких сферах экономической деятельности (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, на трубопроводном транспорте) и при реализации программ по повышению энергоэффективности в бюджетной, жилищной и коммунальной сферах;

O создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;

O формирование системы выделения бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;

O создание эффективной системы стимулирования повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях и учета в качестве критерия выделения муниципальным бюджетам отдельных видов субсидий из окружного бюджета применения на территории этих муниципальных образований энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий и реализации муниципальных программ повышения эффективности использования энергии;

O формирование тарифной политики, стимулирующей экономию энергии регулируемыми организациями;

O создание стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в ЯНАО;