N п/п | Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год <*> |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Инвестиции в основной капитал - всего (млрд. руб.) | 277,6 | 379,3 | 322,1 | 343,2 | 395,5 |
1.1. | в том числе по видам экономической деятельности | |||||
1.2. | агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.) | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,3 |
1.3. | добыча полезных ископаемых | 196,5 | 233,5 | 188,1 | 208,7 | 240,1 |
1.4. | обрабатывающие производства | 1,8 | 9,8 | 2,0 | 1,8 | 2,1 |
1.5. | производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 6,2 | 7,4 | 4,8 | 4,2 | 5,4 |
1.6. | строительство | 6,1 | 18,0 | 9,1 | 8,0 | 7,4 |
1.7. | оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 0,4 | 1,0 | 0,4 | 1,3 | 0,9 |
1.8. | гостиницы и рестораны | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1,2 |
1.9. | транспорт и связь | 48,7 | 88,5 | 93,6 | 105,8 | 121,2 |
1.10. | финансовая деятельность | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,7 |
1.11. | операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8,9 | 12,8 | 15,4 | 6,1 | 5,6 |
1.12. | государственное управление и обеспечение военной безопасности | 1,9 | 2,3 | 2,5 | 0,9 | 1,2 |
1.13. | образование | 3,0 | 2,9 | 3,4 | 2,6 | 5,7 |
1.14. | здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1,6 | 0,8 | 0,5 | 0,8 | 1,6 |
1.15. | предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,6 | 1,1 | 0,9 | 1,5 | 2,1 |
________________
<*> Оценка.
Главной особенностью инвестирования в автономном округе является то, что он обладает огромными природными топливно-энергетическими ресурсами: газом, нефтью, газоконденсатом, востребованность которых на рынке возрастает больше, чем предложение. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса обеспечивает приток инвестиций в разработку новых месторождений и модернизацию действующих. При этом источником инвестиций являются собственные средства предприятий, обладающих лицензиями на месторождения, и привлеченные ими средства кредитных организаций, в том числе иностранных.
В то же время отсутствие диверсификации экономической среды и слабый внутренний рынок повышают риски осуществления инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора. По-прежнему слаборазвитой остается среда привлечения инвестиций - финансовая инфраструктура: отсутствуют крупные региональные финансовые организации и инвестиционные посредники, нет устоявшихся связей с отечественными и иностранными инвесторами, слабое развитие бизнес-сообщества.
Развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора экономики является основной проблемой, на решение которой направлена настоящая Программа.
Перспективы развития инвестиционной деятельности в автономном округе связаны с тремя основными источниками: частный отечественный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения), иностранный капитал и бюджетные ресурсы (средства федерального и окружного бюджетов, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов).
Консолидированный бюджет автономного округа является мощнейшим рычагом развития инвестиционной деятельности. Точное и экономически выверенное его применение может служить толчком и стимулятором для развития инвестиционной деятельности в автономном округе. Для этого необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к государственной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях, где для этого сформировались рыночные условия. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, а также на подготовку площадок для развития инвестиционной деятельности.
Разработка и реализация мероприятий и программ по государственной поддержке и развитию инвестиционной деятельности на территории автономного округа является одной из государственных функций департамента экономики автономного округа в сфере инвестиционной политики.
Программа является системным и логическим продолжением ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" и направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и поддержание положительного инвестиционного имиджа автономного округа.
В рамках реализации предыдущей программы проведен ряд значимых мероприятий: международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" кредитный рейтинг автономного округа за период действия программы повышен с ВВ+/стабильный (ruАА+) до ВВВ/стабильный (ruААА), выпущен видеоролик, представляющий инвестиционный потенциал автономного округа и содержащий информацию об основных направлениях автономного округа на русском и английском языках, усовершенствованы нормативные правовые акты автономного округа, регламентирующие государственную поддержку организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории автономного округа, заключены договоры с субъектами инвестиционной деятельности на предоставление субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму более 26 млн. руб.