Основой для выделения и решения проблемы профилактики и лечения ревматологических заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также нормы, определяемые основами охраны здоровья граждан. (с изм. от 26.04.2012 N 319-П)
В соответствии с посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах основными приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения и реализации национального проекта "Здоровье", являются:
- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи населению;
- укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики заболеваний;
- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
Социальная значимость ревматологических заболеваний определяется их широчайшей распространенностью и разнообразием. Сегодня в России насчитывается около 400 тысяч пациентов с ревматологическими заболеваниями. По данным официальной статистики, ежегодно впервые регистрируется до 55 тысяч случаев ревматологических болезней у взрослых и 17 тысяч у детей до 17 лет. Согласно результатам анализа Всемирной организации здравоохранения в развитых странах мира хронические ревматологические заболевания занимают второе место (после кардиоваскулярных заболеваний) среди причин, приводящих к инвалидизации пациентов. Пациенты с ревматоидным артритом прекращают профессиональную деятельность в среднем через 5 лет от начала болезни. По данным выборочных исследований, 21,5% пациентов с ревматоидным артритом и 35,3% пациентов с болезнью Бехтерева становятся инвалидами, а средняя продолжительность жизни пациентов на 5-20 лет ниже популяционной.
Между тем при раннем распознавании и диспансеризации с проведением этапной терапии пациентов с ревматоидным артритом у 75% из них длительно сохраняется трудоспособность. Проведенные исследования показали, что раннее начало терапии современными генно-инженерными биологическими препаратами - это доказанный способ предупреждения инвалидизации, позволяющий замедлить течение заболевания, а в некоторых случаях даже добиться ремиссии без применения базисных и кортикостероидных препаратов. Помимо социального аспекта, метод ранней терапии имеет и явные экономические преимущества. Лечение пациента, еще не получившего инвалидность, безусловно позволит сократить как прямые затраты за счет сокращения стоимости препаратов и периода их применения, так и косвенные, сохраняя высокий уровень качества жизни и трудоспособность населения.
Учитывая значительные экономические потери, связанные с заболеваемостью ревматологическими заболеваниями, необходимо срочное принятие неотложных мер по выявлению ранних форм ревматологических заболеваний, а также замедлению их прогрессирования и поражения других органов и систем у этих пациентов. Вопрос сохранения их трудоспособности напрямую зависит от применения современного высокотехнологичного лечения. Сегодня генно-инженерные биологические препараты являются единственной группой препаратов, которые быстро и стойко подавляют активность ревматологических заболеваний, тормозят развитие функциональной недостаточности. Эффективность этих препаратов была убедительно доказана в плацебо-контролируемых исследованиях. Своевременно начатая терапия генно-инженерными биологическими препаратами у подавляющего большинства пациентов позволяет купировать обострение, уменьшить признаки воспаления в пораженных суставах, уменьшить костную деструкцию, снизить потерю трудоспособности, улучшить трудовую деятельность и предотвратить инвалидизацию.
С фармакоэкономической точки зрения использование генно-инженерных биологических препаратов обосновано за счет существенного снижения расходов на лечение и косвенного ущерба от потери трудоспособности, связанного с заболеванием. Введение этих препаратов требует кратковременной госпитализации или не требует госпитализации пациента, часто может осуществляется в амбулаторном режиме, в дневном стационаре или в кабинете лечения генно-инженерными биологическими препаратами.
Учитывая социальную значимость борьбы с ревматологическими заболеваниями, решить задачи, стоящие перед ней, возможно только при государственной поддержке. Все вышеизложенное определяет необходимость разработки настоящей Программы. Выполнение Программы позволит обеспечить пациентов с ревматологическими заболеваниями, проживающих на территории автономного округа, высокоэффективной лекарственной помощью, выработать систему динамического наблюдения, сформировать единый окружной регистр пациентов ревматологическими заболеваниями.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по охране здоровья граждан, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики ревматологических заболеваний, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации пациентов, а также сокращению уровня смертности, инвалидизации, снижению показателей заболеваемости.
В настоящее время в автономном округе выявлено 3 089 взрослых и 353 детей и подростков, страдающих воспалительными ревматологическими заболеваниями. Регистрируется постоянный рост абсолютных показателей временной нетрудоспособности людей с ревматологическими заболеваниями как в случаях (с 574 в 2009 до 657 случаев в 2010 году, то есть рост на14,4%), так и в днях нетрудоспособности (с 10 124 дней нетрудоспособности в 2009 году до 11 092 дней в 2010 году, то есть рост на 9,56%) в абсолютных цифрах. За 2009 - 2010 годы на 16,6% увеличилось количество госпитализаций взрослых в круглосуточные стационары по поводу обострений ревматологических заболеваний (с 3 556 в 2009 году до 4 147 в 2010 году), а число проведенных ими койко-дней выросло на 52% (с 46 335 в 2009 году до 70 794 в 2010 году). Среднее пребывание на койке этих пациентов увеличилось с 14,3 в 2009 году до 17,0 дней в 2010 году). Первичный выход на инвалидность с заболеваниями костно-мышечной системы по количеству на 10 тысяч взрослого населения составляет 3,6 случаев (третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).
В случае если программно-целевой метод не будет использован, многочисленные проблемы в области ревматологии не могут быть решены, что приведет к росту заболеваемости и инвалидности по ревматологическим болезням. Рост заболеваемости и инвалидности в свою очередь вызовет увеличение связанного с ними экономического ущерба, а также ухудшение клинического и социального прогноза при ревматологических болезнях.
Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Федерального Собрания Российской Федерации в рамках Экспертного совета по здравоохранению от 14 апреля 2011 года рекомендовано принять нормативный правовой акт по оказанию медицинской помощи пациентам с ревматологическими заболеваниями в Российской Федерации.
"В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Основ охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. от 26.04.2012 N 319-П)
Статьей 34 Основ охраны здоровья граждан определено, что специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи больным с ревматическими болезнями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 мая 2010 года N 315н, больные с ревматическими болезнями получают ревматологическую медицинскую помощь в рамках специализированной медицинской помощи. (в ред. от 26.04.2012 N 319-П)
С целью реализации вышеуказанных полномочий департамент здравоохранения автономного округа на основании пунктов 2.10, 2.33, 2.40 Положения о департаменте здравоохранения автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 02 июля 2010 года N 142-ПГ "О департаменте здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа", осуществляет следующие полномочия:
- организация оказания специализированной медицинской помощи в психоневрологических, кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных
медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- участие в реализации федеральных целевых программ, а также осуществление разработки и реализации окружных долгосрочных целевых, ведомственных и аналитических программ в установленной сфере деятельности;
- обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения и дезинфекционными средствами окружных организаций здравоохранения.
.