В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, Ямал) право граждан на получение информации – законодательно закрепленная обязанность органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе на создание условий для развития системы всестороннего информирования населения о деятельности органов государственной власти автономного округа, удовлетворение потребности населения в информации о социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни автономного округа, Российской Федерации, зарубежных стран через средства массовой информации (далее – СМИ).
Информирование может быть:
- опосредованным, когда право на получение информации обеспечивается путем государственного регулирования в указанной сфере, путем создания совокупности организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государственными органами и органами местного самоуправления в целях реализации прав граждан на получение объективной информации;
- непосредственным, когда право граждан на получение информации обеспечивается государственными органами и органами местного самоуправления путем непосредственного информирования через государственные или муниципальные СМИ в автономном округе.
Территориальная особенность автономного округа характеризуется большими расстояниями между населёнными пунктами, а неразвитость транспортной инфраструктуры региона делает отдельные территории труднодоступными. Эти особенности в основном и являются предпосылками создания во всех муниципальных образованиях в автономном округе локальных сетей информирования жителей о важных социально-политических и экономических преобразованиях, происходящих на территориях муниципальных образований в автономном округе (далее - муниципальные образования). Необходимость содержания государственных и муниципальных СМИ в автономном округе также обусловлена отсутствием на территории региона альтернативных СМИ, способных оперативно и достоверно оказывать услуги по информированию жителей автономного округа.
В настоящий момент права жителей автономного округа на поиск, получение, производство и распространение информации обеспечиваются не в полной мере.
Это связано в первую очередь со следующими обстоятельствами:
1) географическая отдаленность и труднодоступность населенных пунктов автономного округа от федеральных, областных и прочих информационных центров России;
2) создание в России гражданского общества требует более современных инструментов диалога власти и населения;
3) эффективное проведение в Российской Федерации административной реформы, реформы жилищно-коммунального хозяйства требует более оперативного и качественного информирования населения автономного округа о ходе проведения реформ;
4) недостаточность присутствия СМИ в информационном обеспечении всех отраслей экономики автономного округа и сфер деятельности жителей региона;
5) быстро изменяющаяся скорость технического прогресса в производстве информационных продуктов;
6) изношенность и технологическая отсталость полиграфического производства в автономном округе.
Главной стратегической целью деятельности Правительства автономного округа является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа, что, безусловно, включает в себя повышение уровня информированности жителей автономного округа о проводимых на территории региона преобразованиях, о социально-экономическом и культурном развитии, совершенствовании политической системы. Также важным фактором реализации информационной политики является достойное позиционирование региона как территории инновационного развития.
Достижение поставленной цели невозможно без включённости государственных и муниципальных СМИ в автономном округе в процесс подготовки, производства и распространения информационного продукта.
Практика самостоятельного развития муниципальных СМИ в автономном округе показала несостоятельность муниципальных образований решать собственными силами проблемы технического оснащения редакций, качественного повышения уровня профессионализма работающих творческих и технических специалистов, обеспечения представительства творческих коллективов на мероприятиях регионального и федерального уровней.
Перевод решения этих проблем в плоскость комплексного подхода с использованием программно-целевого метода позволит не только добиться устранения существующих недостатков, но и повысить эффективность расходования средств окружного бюджета.
Одной из значимых задач, требующих решения программным методом, является создание технических условий работы муниципальных телерадиокомпаний в режиме функционирования единого окружного канала вещания. Это не только комплектование муниципальных студий современным съёмочным и монтажным оборудованием, обновление которого заводами-производителями осуществляется практически каждые два года, но и построение высокоскоростных каналов обмена данными для оперативного обмена сюжетами и программами, обучение и переподготовка технического и творческого персонала, создание единого студийного оформления информационных студий.
Задача технического и технологического переоснащения редакций государственных и муниципальных СМИ в автономном округе в настоящее время является одной из первостепенных и требует наибольших финансовых затрат на её решение. В настоящее время в процессе производства теле- и радиопрограмм используется морально устаревшее и физически изношенное оборудование.
Согласно проведённому департаментом внутренней политики автономного округа анализу производственных мощностей муниципальных студий такие телерадиокомпании, как "ТРВ-Мужи" (Шурышкарский район), "Информационное агентство "Приуралье" (Приуральский район), "Яр-Сале-ТВ" (Ямальский район), "Телекомпания "Альянс" (Красноселькупский район) и "Студия "Факт" (Тазовский район), эксплуатируют оборудование не только морально устаревшее, но и с практически 90-процентным износом. Оборудование с физическим износом в пределах 70 - 80 процентов эксплуатируется в телерадиокомпаниях "Луч" (Пуровский район), "ТРК "Вектор" (г. Губкинский), "Муравленко – ТВ" (г. Муравленко), "НТИА "МИГ" (г. Ноябрьск) и "Лабытнанги – ТВ" (г. Лабытнанги).
Сложившаяся ситуация негативно отражается на качестве выпускаемых в эфир программ, а ремонт съёмочного и монтажного оборудования требует постоянного отвлечения финансовых средств и длительного периода ремонтных работ по причине отсутствия на территории автономного округа специализированных сервисных центров.
Динамично развивающийся рынок профессионального оборудования создаёт дополнительные трудности для работы телерадиокомпаний: снимаемые с производства модели технологического оборудования делают практически невозможным замену блоков и элементов вышедшего из строя оборудования, а создание новых форматов обработки видео- и аудиоматериалов влечёт за собой практически комплексную замену всех технологических процессов подготовки программ.
Не менее важным остаётся вопрос модернизации полиграфической базы. (абзац в ред. от 26.06.2012 N 490-П)
Время на печать журнала "Ямальский меридиан" в 2012 году на имеющемся оборудовании составит 172 часа в месяц или 21,5 день при работе в одну смену. (абзац утр. силу от 26.06.2012 N 490-П)
Отделка полиграфической продукции (УФ-лакирование обложек журналов) на имеющемся в распоряжении издательства оборудовании представляет довольно трудоемкий процесс (используется полуавтоматический трафаретный станок). Таким образом, целый месяц тратится лишь на печатно-отделочные процессы (журнал "Ямальский меридиан"), а затем необходима послепечатная обработка (фальцовка, подборка, скрепление, обрезка и упаковка). В итоге процесс получения готовой продукции достигает 1,5 месяцев при полной занятости всего коллектива на финишных технологических операциях. (абзац утр. силу от 26.06.2012 N 490-П)
Лакирование в линию воднодисперсионным или УФ-лаком обеспечит значительную экономию. С одной стороны, отпадет необходимость в отдельной лакировке, а с другой стороны, быстрая сушка позволит быстрее перейти к финишным операциям, что способствует оперативности производства. (абзац утр. силу от 26.06.2012 N 490-П)
В итоге значительно сокращается время на печать изданий. Печать журнала "Ямальский меридиан" сократится до 46 часов в месяц. (абзац утр. силу от 26.06.2012 N 490-П)
Сокращение времени на печатно-отделочные процессы приведет к уменьшению фонда оплаты труда (далее - ФОТ), использование нового высокотехнологичного оборудования сведет к минимуму затраты на материалы (краска, бумага) ввиду уменьшения влияния человеческого фактора на процесс производства продукции. (абзац утр. силу от 26.06.2012 N 490-П)