Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи рассматривается в последние годы как непременная составляющая государственной социальной политики. От того, насколько здоровы и активны дети, зависит благополучие общества. В связи с этим наиболее важным является вопрос постоянного совершенствования системы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, повышения качества оздоровительных услуг, реализации традиционных и поиска новых форм отдыха и оздоровления и, как следствие, - удовлетворенности населения автономного округа данными видами услуг.
Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) носит системный характер: действует постановление Администрации автономного округа от 18 декабря 2009 года N 725-А "Об организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и учащейся молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе", работает межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи автономного округа, во всех муниципальных образованиях в автономном округе созданы постоянно действующие районные (городские) комиссии по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи, обеспечена их работа, определены уполномоченные органы, реализующие функции по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи.
В данной системе департамент по молодёжной политике автономного округа (далее - департамент) определён как уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий координацию работы органов исполнительной власти автономного округа по организации отдыха и оздоровления детей. Финансовые затраты из окружного бюджета на выполнение расходных обязательств по организации отдыха и оздоровления выделялись департаменту с 1996 года.
Ежегодно оздоровительная кампания в автономном округе охватывает более 27 000 человек, что составляет 40% от общего числа детей и молодёжи школьного возраста автономного округа. Доля детей и учащейся молодёжи в возрасте от 7 до 18 лет, отдохнувших за счёт средств окружного бюджета, выделенных департаменту, составляет 16% от общего количества отдохнувших детей.
Необходимо отметить, что для автономного округа организация оздоровительной кампании является особенно актуальной. Это обусловлено тем, что суровый климат Крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии здоровья его жителей. Дети, проживающие в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, более подвержены развитию патологических процессов и чаще болеют, чем их сверстники, проживающие в благоприятных климатических зонах. Суровые зимы с резкими перепадами температур и атмосферного давления, продолжительный период полярной ночи и, как следствие, менее подвижный образ жизни - все это сложно компенсировать даже достаточным количеством учреждений здравоохранения и спортивных сооружений. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, органов зрения, нервной системы, пищеварения и костно-мышечной системы.
Для снижения этих показателей и получения максимального лечебного эффекта необходимо ежегодное оздоровление детей автономного округа в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях, расположенных на юге и в средней полосе России, Курганской и Тюменской областей, за пределами Российской Федерации.
Кроме этого, удалённость автономного округа от центра страны определяет крайне высокую стоимость пассажирских авиаперевозок, особенно в летний период. Вопрос организации ежегодного выезда детей на летний отдых в значительной степени зависит от возможностей бюджета каждой отдельно взятой семьи.
Особое внимание в вопросе организации отдыха и оздоровления детей и подростков важно уделить развитию системы функционирования палаточных лагерей, организации походов и экспедиций как востребованной форме отдыха и оздоровления для детей коренных малочисленных народов Севера, детей "группы риска", малообеспеченных семей.
Сегодня также требуется совершенствование форм и методов организации отдыха детей и учащейся молодёжи, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха, инновационных технологий в сфере отдыха. Ведь детское оздоровительное учреждение является с одной стороны формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - безопасным пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка.
Все вышеперечисленные тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и молодёжи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Социальная значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.