Разработка Стратегии вызвана необходимостью поиска и реализации современных подходов к решению вопросов охраны здоровья, полноценного развития, образования и семейного воспитания детей, основанных на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативно-правовых актах, закрепляющих права и гарантии детей в Российской Федерации.
Учитывая, что фундамент успешности и благополучия каждого ребенка закладывается в семье, в окружении близких людей, в атмосфере заботы и участия родителей в жизни ребенка в автономном округе на протяжении ряда лет осуществлялся комплекс мер, направленных на защиту прав и интересов детей, укрепление института семьи, повышение авторитета семейных ценностей, формирование ответственного отцовства и материнства, сохранение для ребенка родной семьи.
В рамках данной деятельности принят ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление дополнительной социальной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе многодетным и молодым семьям.
В регионе действует институт Уполномоченного по правам ребенка в автономном округе, что обеспечивает оптимизацию действий различных органов и структур автономного округа в деятельности по защите законных прав и интересов несовершеннолетних.
В рамках плана проведения в 2010 году общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми на Ямале проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми.
Активно осуществляется сотрудничество с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках которого подписано соглашение об обеспечении деятельности на территории автономного округа детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером.
Проводится модернизация системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, что отражено в региональных государственных программах.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2014 N 643-П)
В результате принятых мер в автономном округе наблюдаются устойчивые позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, сокращения численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также увеличения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы жизнеустройства.
Однако до настоящего времени остаются вопросы в сфере детства и семейной политики, требующие принятия новых эффективных действий по улучшению положения детей и семей с детьми в автономном округе, в частности:
трансформация семейных ценностей в обществе на фоне низкого уровня родительской культуры и внутрисемейных взаимоотношений, в том числе после развода, регулирующих распределение полномочий по обеспечению и воспитанию детей;
недостаточная эффективность профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, что приводит к распространенности практики лишения родительских прав и изъятию ребенка из родной семьи;
отсутствие развитой системы служб подготовки кандидатов в опекуны (попечители), усыновители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на семейные формы жизнеустройства, а также служб сопровождения замещающих семей (семей опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей), принявших на воспитание детей данной категории;
разрозненность и недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне;
необходимость формирования осознанной мотивации родителей к рождению и воспитанию детей, "ответственного родительства" среди населения;
необходимость усиления действенных мер по профилактике жестокого обращения с детьми, в том числе проведения в автономном округе масштабной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми в средствах массовой информации и в иных средствах массовых коммуникаций, а также формирования родительской компетентности в воспитании детей без насилия;
систематизация и повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений автономного округа в работе по профилактике суицидов, снижению рисков суицидальных попыток среди несовершеннолетних. Обеспечение деятельности системы оперативного информирования о случаях суицидальных попыток среди несовершеннолетних;
неразвитость инфраструктуры детских досуговых учреждений, ориентированных на организацию семейного отдыха;
проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях автономного округа.