3.1. Правовой экспертизе подлежат все действующие муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, принятые должностными лицами и органами местного самоуправления.
3.2. Под муниципальным нормативным правовым актом понимается принятый (изданный) в установленном порядке и определённой форме официальный письменный документ управомоченного на то должностного лица или органа местного самоуправления, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение.
3.3. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке муниципального нормативного правового акта с применением следующих критериев:
- соответствие предмета правового регулирования вопросам, отнесённым к компетенции должностных лиц и органов местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
- соответствие компетенции должностного лица и органа местного самоуправления полномочиям, установленным федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
- соответствие формы (вида) муниципального нормативного правового акта;
- соответствие содержания правового регулирования Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству автономного округа;
- соответствие содержания правового регулирования целям, задачам муниципального нормативного правового акта, его роли, назначению в правовой системе;
- соответствие текста муниципального нормативного правового акта правилам юридико-технического оформления.
3.4. Правовая экспертиза проводится в срок не более 45 дней с даты поступления муниципального нормативного правового акта. При необходимости срок может быть продлён, но не более чем на 15 дней.
3.5. При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта определяется его взаимосвязь с муниципальными нормативными правовыми актами, ранее включёнными в Региональный регистр.
3.6. При необходимости правовая экспертиза по наиболее сложным вопросам может проводиться с привлечением специалистов научных учреждений по направлениям деятельности и их специализации.
При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта с особой отраслевой спецификой департамент муниципального развития автономного округа вправе направить его в соответствующие исполнительные органы государственной власти автономного округа в зависимости от отраслевой направленности и предмета правового регулирования общественных отношений, установленных в муниципальном нормативном правовом акте, в целях выявления их правовой позиции по вопросу соответствия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству.(в ред. от 31.07.2009 г. N 434-А)
3.7. Заключение правовой экспертизы на муниципальный нормативный правовой акт составляется при выявлении в нём положений, противоречащих (несоответствующих) Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству автономного округа. Указанное заключение направляется должностному лицу или в орган местного самоуправления, принявшим (издавшим) акт, с предложением в месячный срок принять меры по устранению выявленных несоответствий законодательству.
В случае, если по результатам правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте не выявлено противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству автономного округа, то заключение правовой экспертизы на муниципальный нормативный правовой акт не составляется и в карточке документа проставляется отметка о соответствии федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования. (в ред. от 31.07.2009 г. N 434-А)
3.8. В случае, если должностные лица и органы местного самоуправления по истечении месяца со дня получения заключения правовой экспертизы не примут меры по приведению муниципального нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством или будут не согласны с заключением правовой экспертизы, департаментом муниципального развития автономного округа направляются предложения в Администрацию автономного округа об обращении Администрации автономного округа в суд.
3.9. Повторная или дополнительная правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется по результатам мониторинга и (или) ревизии в случаях выявления их несоответствия федеральному законодательству и законодательству автономного округа:
- в связи с изданием и вступлением в силу федеральных законов и законов автономного округа по вопросам, не имевшим ранее правового регулирования;
- в связи с изменением содержания правового регулирования на федеральном уровне и на уровне автономного округа (внесение изменений, дополнений либо признание судом положений федеральных нормативных правовых актов, противоречащими другим федеральным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой).